Брест встречает "Марафон единства" практически под Новый год. И снова это смесь культуры, гастрономических наслаждений и… политики.
С одной стороны, для организаторов проще – праздничное настроение уже витает повсюду. С другой – сложнее: публика не хочет отвлекаться на что-то не новогоднее.
Корреспонденты Tochka.by посмотрели на закулисье происходящего.
Политический блокбастер
"Если вы по каким-то причинам в какой-то момент хотите покинуть мероприятие – что вы делаете? Правильно, остаетесь до конца", – минут за 20 до начала встречи с сенатором Русым настраивает публику в зале один из преподавателей Брестского университета.
Его речь напоминает что-то из знаменитой "Матрицы". Ровно в этот момент с галерки поднимается группа студентов, в их глазах читается решимость. В этот вечер они могли бы, к примеру, еще успеть в кино на премьеру "Елки-11" или потусить на главной городской площади – там тоже елка, но с концертом белорусских звезд.
"У дверей будет дежурить МООП", – добавляет представитель университетской администрации, и невозможно сразу понять, шутит ли он.
Но упоминание МООП сразу охлаждает решимость парней – видимо, они знают, на что способен Молодежный отряд охраны правопорядка.
Впереди их ждет настоящий блокбастер для ценителей белорусской политики.
Но перед этим еще одно предупреждение от организаторов. И снова не понять, шутка ли это:
"У нас есть хорошая традиция – в зале работает фотограф. Он сфотографирует всех, кто будет спать".
"Не спите за плугом"
Михаил Русый в топе белорусских чиновников уже лет 30. Это даже немного больше, чем средний возраст собравшихся.
"Посоветоваться", – так просто и емко определяет характер этих разговоров сам Русый.
В белорусских реалиях это дорогого стоит. Ряд топовых персон, которые могли бы позволить публично сказать такое, не особо широк.
Русый прошел большой путь в правительстве, долгое время руководил АПК, а сейчас занимает один из ключевых постов в Совете Республики – возглавляет комиссию по законодательству и госстроительству.
Видно, что на этот раз он старается быть максимально открытым для публики, но есть и элемент сомнения: обо всем ли можно говорить откровенно?
Михаилу Русому на сцене ассистирует депутат Вадим Гигин. Он и рассказал о тревогах приглашенного спикера. Якобы тот перед встречей поинтересовался, будут ли провокации.
Но чаще всего провокатором, так уж получилось, выступал сам Русый.
"Меня убивает и коробит, когда говорят «немецкое качество». Но белорусское качество лучше", – говорит Русый со сцены.
Сенатор может себе позволить быть более острым, чем даже Министерство иностранных дел.
"А вот вам скажут: машины?" – пытается прояснить ситуацию Гигин.
Русый специалист в агропромышленном комплексе, но и про седаны с джипами ему есть что сказать: "Вот в Германии автопром сворачивается, а у нас на Geely очередь на четыре месяца надо отстоять".
И на этом у спикера примеры превосходства всего белорусского не закончились.
"В Лясковичах, под Петриковым, шоколадное масло производили еще в XVIII веке и поставляли в Петербург. Хамон итальянский [на самом деле испанский. – Tochka.by] – у каждой нашей бабушки в деревне висел под крышей под Рождество и Пасху. Фляки – говорят, польские – это столбцовское производство", – делится сенатор познаниями из жизни белорусской провинции.
Чувствуется, что его патриотический настрой просто невозможно сбить.
"Вот в России нашли населенный пункт с названием Рогачево и стали там делать «Рогачевскую сгущенку»", – делится Русый попыткой посягнуть чуть ли не на самое главное.
Как-никак молоко для Беларуси сейчас "белая нефть". Его производство достигло 8,8 млн т. Получается, практически по тонне на каждого жителя страны.
"Я тонну молока в год не выпиваю", – признается Гигин.
И тут Русый начинает сыпать цифрами про сыры и прочую продукцию. Но главное – деньги.
"Восемь миллиардов долларов в год приходит в банки от агропромышленного комплекса. А это уже спокойствие на валютном рынке", – весомо говорит сенатор.
А дальше Русый выдает серию откровений, как обстоят дела в белорусском политическом бомонде.
Он объясняет логику кадровых решений президента. К примеру, на министерские посты в реальном секторе может рассчитывать только человек, прошедший опыт руководства производственным коллективом.
"Кто не был руководителем предприятий, тот не поймет душу [отрасли. – Tochka.by]", – пересказывает президентский посыл Русый.
А еще дает три совета тем, кто хочет оказаться на самом верху: "Управленец должен принимать решения. Не входи в чье-то положение. Не воруй".
Эта триада, по словам Русого, озвучена ему президентом.
Чуть позже сенатор признался, что до сих пор перечитывает книги Дейла Карнеги – американского писателя и мотиватора. Если бы была машина времени, сенатор отправился бы пообщаться именно к нему.
В какой-то момент некоторые люди в зале готовы были подремать. Их захватывает камера не только штатного университетского фотографа.
Но наступает очередь вопросов и ответов. Менее подготовленная публика в зале еще не знает, что Михаил Русый может выдать на тривиальные вопросы про личный девиз, белорусский экспорт или перспективы принятия законопроектов.
Сенатор рассказывает жизненные истории из встреч с населением: "Говорит, я плохо живу с мужем. Советую: обед сготовь".
Своей жизненной максимой он назвал простое: "Если можешь – помоги".
Русый никогда не считался знатным оратором, но один момент заставил зал по-настоящему оживиться. Спикера попросили дать жизненный совет.
"Я бы по-крестьянски сказал: не спите за плугом", – поделился Русый.
И за этим последовали самые бурные аплодисменты.
"Солнце Монако"
Ровно в этот момент в Бресте открывали елку на центральной площади.
@tatsiana.maksimuk #улькапулька #анджилиша #димдимыч #брест #рекомендации #обзорыбрест #елкабрест ♬ оригинальный звук - Татьяна Максимук
Дети катались на коньках – но лед пришлось залить искусственный. Глобальное потепление добралось до Бреста раньше "Марафона единства".
В какой-то момент на площади заиграл хит Люси Чеботиной "Зачем мне солнце Монако". Под него плясали и подпевали все.
"Каб любіць Беларусь..."
А на следующее утро Дим Димыча заметили на брестском вокзале. В зале ожидания проходила "Знаковая встреча". Это такой формат в рамках "Марафона единства", когда популярные люди появляются в каком-нибудь необычном публичном месте, чтобы поговорить с поклонниками.
Тема заявлена из классики: "Каб любіць Беларусь нашу мілую…".
Главная звезда встречи – олимпийская чемпионка Юлия Нестеренко. Ее называют Белой Молнией – 20 лет назад в Афинах она взяла золото в беге на стометровке и прославилась на весь мир.
"Лучше Бреста нету места", – с улыбкой делится Юлия.
А свою медаль объясняет просто: "В момент старта знала, что за меня молятся в каждом храме Бреста".
"Это человек, который принес много зла белорусскому народу", – заявил Гигин.
В межвоенные годы Пилсудский руководил Польшей, которая тогда владела Западной Беларусью. Несмотря на то что отдельные аспекты периода его правления считаются спорными, сегодня его память почитается официальной Варшавой, и вместе со своим противником Романом Дмовским он считается отцом современной польской нации.
Как гулял Брест
Впрочем, политика в эти дни была в Бресте на вторых ролях. Люди хотели простых развлечений. И "Марафон единства" собрал несколько форматов.
С приветствием выступил глава президентской администрации Дмитрий Крутой. Было заметно, что он старается понравиться публике: вспомнил, что Брест – первый в Беларуси город с Магдебургским правом.
А еще предложил городу завести свой большой культурный проект: "Карнавал – как в Рио-де-Жанейро. Я не настаиваю, это просто идея".
Но идея публике понравилась – брестчане даже поаплодировали.
>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber