Белорусский боец Вадим Куцый в ночь на 25 сентября по белорусскому времени остановился в шаге от мечты: он проиграл техническим нокаутом румыну Даниэлю Фрунза в поединке, который прошел в рамках Dana White's Contender Series.
Это специальный бойцовский ивент, где на глазах главы UFC Даны Уайта спортсмены со всего мира бьются за путевку в лигу. Яркая победа не только открывает бойцу дорогу в престижную организацию, но и обеспечивает его гарантированными гонорарами за проведенные бои.
UFC – лига номер один в смешанных единоборствах (ММА), как НХЛ в хоккее или НБА в баскетболе. В промоушене выступают или совсем недавно выступали самые известные бойцы в мире: Коннор Макгрегор, Хабиб Нурмагомедов, Джон Джонс, Жорж Сен-Пьер и многие другие.
Журналист Tochka.by пообщался с Вадимом Куцым и его менеджером Алексеем Анцыповичем, чтобы понять главное: как белорусу пробиться в UFC.
Долгая дорога в UFC
Вадим Куцый – 33-летний белорусский боец, который представляет клуб Academy MMA (Минск). В смешанных единоборствах – с 2014 года.
Как отмечает Вадим, нельзя взять и просто получить долгосрочный контракт в UFC. Многие спортсмены идут к этому годами. При этом добиваются своего далеко не все.
"Реальные шансы появились еще пять-шесть лет назад, когда представители UFC проявили первый интерес. Но случались и трудности. Например, были переполнены ростеры в моей весовой категории (до 77 кг), которая считается одной из самых популярных", – отмечает боец в разговоре с Tochka.by.
Переговоры шли постоянно, но и Вадим, и его команда изначально придерживались единой позиции: их интересует именно долгосрочный контракт. Во многом из-за этого дело затянулось.
Но в итоге в 2024-м менеджерам удалось прийти к соглашению с UFC о том, что нужно провести квалификационный поединок. Был назначен соперник – и все завертелось.
Лас-Вегас, спарринги и решающий бой
Для подготовки к главному бою в жизни Куцый улетел на полтора месяца за океан.
"Каких-то изменений в подготовительный лагерь по сравнению с тем, что делаю обычно в родном зале, я не вносил. Если все работает, зачем менять? Но я понимал: бой в США – это гарантированная акклиматизация плюс разница во времени с Минском. Решил поехать в Лас-Вегас заранее, за месяц-полтора, чтобы адаптироваться", – делится Вадим.
Привыкать было к чему: в Вегасе в конце сентября воздух прогревается до 40°C! А ведь еще надо решать разные бытовые вопросы. Но Вадим быстро убедился: решение было верным.
"Тренировки проходили в одном из лучших залов мира, была возможность найти в спарринг-партнеры в том числе экс-чемпионов UFC. В Минске такого точно не было бы", – говорит он.
Но и без минусов не обошлось: один в чужой стране, без команды, если какие-то вопросы с медициной – надо решать самому. И конкуренция зашкаливает, нельзя расслабляться ни на секунду даже во время спаррингов.
"Местные ребята жизнь оставляют в залах. Здесь каждый хочет тебя победить, получить свой шанс и буквально отобрать твое место", – рассказывает собеседник.
Что касается соперника, то изначально им был другой боец – россиянин Сайгид Изагахмаев из команды Хабиба Нурмагомедова. И это тоже сказалось на подготовке.
"Он [первоначальный соперник. – Tochka.by] получил травму, меня за две-три недели поставили в известность, что заменят бойца. В течение пары дней нашли другого противника. Там такая же история: его оппонент тоже выбыл из-за травмы", – отмечает Вадим.
В процессе выяснился не самый приятный нюанс: бой перенесли на неделю вперед, пришлось оперативно корректировать подготовку, в том числе сгонку веса. Кроме того, новый соперник оказался потенциально более опасным.
"Родом из Румынии, но давно живет в США и выступает на американских турнирах. Он ударник, последние четыре боя завершил нокаутом, а предыдущий мой соперник был базовым борцом. Это, естественно, сказалось на тактике", – объясняет собеседник.
Но самое главное – контракт с UFC. К сожалению, Вадиму не удалось его получить. По крайней мере в этом году.
Зачем белорусским бойцам UFC
Как отметил в комментарии Tochka.by заместитель председателя Белорусской федерации панкратиона и смешанных боевых единоборств Алексей Анцыпович, можно долго спорить, какая организация в мире занимает второе место в жанре "единоборства". Но есть факт, который никто не подвергает сомнению.
"То, что UFC – промоушен номер один, даже не обсуждается. Именно поэтому выступление белоруса в UFC – это очень круто. Но попасть туда крайне непросто", – подчеркивает Алексей.
Анцыпович – ведущий менеджер в Беларуси по работе с ММА-промоушенами мира. Он напоминает, что за всю суверенную историю нашей страны лишь двум бойцам удалось пробиться в UFC.
Но Владимир Матюшенко (сейчас ему 53 года) и Андрей "Питбуль" Орловский (45 лет) давно в Америке, у них почти нет контактов с родиной. Вадим Куцый – другой случай.
"Вадим постоянно живет в Беларуси, здесь его семья, друзья, здесь он готовится к поединкам. Именно поэтому его контракт в UFC стал бы огромным успехом для всей страны. К сожалению, в этот раз не получилось", – сетует Анцыпович.
Но сразу добавляет: никто никогда не может дать гарантии ни одному бойцу в мире, что он попадет в UFC. Зачастую это дело случая и благоприятных обстоятельств.
Сколько зарабатывают в UFC
По словам менеджера, UFC – организация с прозрачной бухгалтерией, гонорары бойцов можно отыскать в открытом доступе. И с финансовой точки зрения выступление в UFC имеет свои преимущества.
"Старт – от $10 тыс. за бой. Но можно заработать и миллионы. Все зависит от бойца и статуса поединка, в котором он участвует", – поясняет Анцыпович.
Что нужно бойцу (не только белорусскому, любому) – это соответствующий спортивный уровень, хорошая статистика боев. Но даже с приятными показателями и с высокой "медийкой" (яркими выступлениями в СМИ и соцсетях) многие ребята не попадают в UFC.
"Важно, как именно ребята проводят бои. Можно выигрывать решением судей, но в первую очередь контракты предлагают «финишерам». То есть тем, кто всегда старается победить красиво – нокаутом, приемом. И не доводить до ситуации, когда победа зависит от судей", – рассказывает Алексей.
В то же время какого-то стандартного секрета успеха просто не существует – все индивидуально.
"Приведу один из недавних примеров. Эдик Вартанян, один из сильнейших бойцов в мире (на мой взгляд), к сожалению, так и не смог подписать с UFC контракт. У него имелась виза, был готов выйти на замену… Но ему так и не назвали причину, почему ничего не получилось", – отмечает промоутер.
При этом умение подать себя в СМИ и соцсетях – новый закон жанра, без которого уже никуда, добавляет он.
"Помогает ли это спортивному результату? Нет, только мешает. Зато любой бой после раскрутки в медиа лучше продается. Тот же Макгрегор давно не дерется и вряд ли бы сейчас в октагоне показал достойный результат. Но он однозначно успешный человек. И во многом из-за треш-тока, хотя и спортивные результаты в свое время у него были на уровне", – рассуждает собеседник.
Именно поэтому современным бойцам, в том числе и скромным от природы белорусам, просто необходимо следовать правилам и учиться раскручивать свои поединки. Бросать вызовы, участвовать в словесных перепалках…
Все это далеко не гарантия успеха, но однозначно хорошая возможность для белорусского бойца приблизить мечту – попасть в UFC.