Говоря о туризме, многие зачастую представляют себе пляж, море или оздоровление, однако есть и другой вид отдыха, который ничуть не уступает по популярности классическим поездкам.
Деловой туризм довольно популярен в Беларуси, однако предела совершенству нет. Несмотря на наличие признанных лидеров, эксперты уверены: рынок все еще полон возможностей для роста.
Какую стратегию выбрать, чтобы не просто удержаться на плаву, но и обойти конкурентов? В чем слабые и сильные стороны Минска как площадки для делового туризма? На чем сосредоточить свои усилия как новичкам, так и профи в организации бизнес-мероприятий?
Своим опытом и прогнозами о будущем рынка делового туризма в Беларуси с РСТИ поделился Эмиль Абдуллазаде, управляющий партнер MICE-компании Greencode. Компания работает в 12 странах, включая Казахстан, Узбекистан, Беларусь, ОАЭ, государства Европы и уже много лет удерживает лидерство в сегменте MICE на площадке СНГ.
Неизведанная территория
Бывают и вызовы при выходе на новый рынок. Как говорит эксперт, основные трудности – доказать клиентам, что компания может работать на новом рынке так же качественно, как на уже освоенных.
Например, в Грузии встречали словами: "У нас уже есть надежные партнеры. Зачем нам вы?" Похожая ситуация была и в Беларуси, когда в 2017 году Greencode открывала здесь офис.
Российские компании привыкли напрямую договариваться с местными отелями, транспортными организациями и ивент-агентствами. У них не было необходимости в посреднике. Ведь Беларусь не Турция с ее языковыми барьерами и другим менталитетом. Здесь все близко и понятно.
Особенности Синеокой
Как подмечает Эмиль Абдуллазаде, главный секрет в том, что компания совмещает менталитет местного рынка с российским подходом к MICE, какие-то нюансы, которые часто недооценивают местные DMC. Этот баланс между глобальным подходом и локальной спецификой стал главным преимуществом.
Да, клиенты бывают разные: капризные, требовательные, "душки-лапочки". Но наша общая философия и политика сводятся к одному – всегда помогать, находить решения и справляться с невозможным. В компании запрещают коллегам говорить "нет, это невозможно" – вместо этого ищем способы, как сделать желаемое реальным. В принципе наши клиенты за это нас и любят, иначе бы мы просто были не нужны.
Один из нестандартных проектов, который компания реализовала в Беларуси, был в Несвиже. Там удалось организовать иммерсивное шоу с рыцарями и музыкой для встречи гостей.
Изначально многие говорили, что это невозможно, но после переговоров с музеем специалисты нашли компромисс. Теперь каждая экскурсия в Несвиж сопровождается таким мини-шоу, и оно стало настоящей изюминкой программы.
Что есть и чего не хватает?
Эксперт говорит, что важный аспект – это упрощенный визовый режим. Например, в Турцию и Грузию граждане более сотни стран могут приезжать без виз. В Беларуси ситуация сложнее, но для российского рынка это не проблема благодаря отсутствию ограничений.
Другой важный момент – логистика. Сейчас у Беларуси есть сложности с международными рейсами, но для российских туристов Минск, наоборот, имеет большой плюс: добраться до Беларуси проще, чем до некоторых российских регионов благодаря поездам и развитой сети авиарейсов из разных российских городов.
Что касается законодательства, то в целом в Беларуси есть все условия для ведения бизнеса в сфере MICE. Однако недавние изменения, связанные с необходимостью получать гастрольные удостоверения для мероприятий, усложнили работу по проектам, которые требуют организации в сжатые сроки.
Раньше MICE-проекты планировались за пять-шесть месяцев, а теперь сроки сокращаются до нескольких дней. Например, на прошлой неделе пришлось за два дня организовать приезд 180 человек в Дубай, полностью подготовив проживание и программу.
В Беларуси такие проекты реализовывать сложнее из-за необходимости дополнительных разрешений.
Как привлечь еще больше туристов
Рынки остаются неохваченными, однако есть куда стремиться. Как говорит Эмиль Абдуллазаде потенциал у Беларуси огромный, и клиенты могут приезжать практически со всего мира. В первую очередь – Россия. Это ближайший рынок, откуда можно даже добраться на машине. Этот потенциал нужно активно развивать.
Турция – тоже перспективное направление, тем более что между двумя странами безвизовый режим, а MICE-группы там весьма популярны. Единственным недостатком сейчас остается долгий перелет, что увеличивает стоимость билетов. Но даже при этом турецкие MICE-группы проявляют интерес.
Казахстан – еще одно безвизовое направление, которое также стоит развивать.
В целом Беларусь имеет хорошие шансы закрепиться как востребованное MICE-направление не только для ближайших государств, но и для более отдаленных рынков. Есть интерес и со стороны стран вроде Индии или Пакистана.
Но сейчас из-за частых миграционных переходов в Европу работа с этими рынками затруднена: никто не хочет брать на себя такие риски. Тем не менее это тоже вариант.
Когда восстановятся перелеты, Беларусь станет привлекательной и для европейцев. Для них это близкое направление, хотя и необычное, с уникальными впечатлениями. Однако для развития потенциала нужна инфраструктура: качественные отели, современные площадки и другие ресурсы. Перспективы есть, но требуется работа.
>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber