С 1 июня 2023 для белорусов перестанет действовать "Зеленая карта". Такое решение в качестве санкции уже давно приняло главное бюро в Брюсселе на фоне ситуации в Украине.
Единый страховой сертификат, оформленный в Беларуси, позволял нашим автомобилистам свободно перемещаться по странам Европейской экономической зоны (ЕС, Швейцария и Великобритания).
Белорусские страховые перестали делать "Зеленую карту" с 17 мая, поскольку минимальный период действия составлял 15 дней. Теперь владельцы белорусских транспортных средств при пересечении границы с Евросоюзом должны будут заключать договор пограничного страхования.
Журналист Tochka.by оценил, сколько может стоить автостраховка, прежде всего, на границе с Польшей и Литвой. Пока она дешевле "Зеленой карты". Но легко ли ее оформить?
Можно ли оформить автостраховку дистанционно
Застраховать автомобиль с белорусскими номерами заранее онлайн нельзя. Это в созданном для клиентов чате подтвердила страховой агент, работающая в Белостоке. Она сослалась на письмо регулятора, в котором подчеркивалось, что "за этим будут следить".
В частности, для оформления польского OC Graniczna обязательно необходимы оригиналы документов и личное присутствие автовладельца.
Один из пользователей чата отметил, что ему хватило распечатки на погранпереходе в Бресте. Но это было полтора месяца назад, когда "Зеленая карта" еще работала. Поэтому белорус рекомендует все же пересекать границу с документом на руках, чтобы решение вопроса не зависело от благосклонности пограничников, которые будут работать в конкретный день.
Что такое страховка OC Graniczne
OC Graniczne – это краткосрочное автострахование в Польше для водителей, чье транспортное средство зарегистрировано за пределами Европейского союза.
Такую страховку можно оформить на срок от 30 дней до года, а затем постоянно продлевать. Действует она на тех же условиях, то есть иностранный водитель при ДТП получит компенсацию и не будет возмещать ущерб, причиненный другому автомобилю.
Сколько стоит ОС Graniczne
По состоянию на март 2023 года стоимость страховки OC Graniczne на 30 дней начиналась от 150 злотых (33 евро). Примерно во столько же (30 евро в эквиваленте) обходилась "Зеленая карта" в Беларуси, но на 15 дней, на месяц она стоила 50 евро.
Журналист Tochka.by поговорил с белорусом, у которого автомобиль имеет польскую регистрацию. Ему страховка на 30 дней минувшей осенью обошлась вдвое дешевле – 75 злотых (16,5 евро).
Стоимость определяется индивидуально страховой компанией. Итоговая цена может зависеть от совокупности факторов: возраст автомобиля, объем двигателя, количество предыдущих владельцев, стажа вождения и так далее.
Страховой агент попросила участников чата не спрашивать ее, сколько может стоить страховой полис на границе после 1 июня. Судя по всему, цену сформирует рынок.
С одной стороны, высокий спрос способен повлиять на разницу цен на границе и внутри Польши, как это происходит, например, с обменниками во многих странах.
С другой – большая конкуренция и борьба за автомобилистов может потянуть ценник вниз. Кроме того, у посредника (страхового агента) стоимость изначально может быть меньше, поскольку страховые компании делают для него скидки за бумажную волокиту и привод сразу большого числа клиентов. Такое в Польше характерно, например, для медицинского страхования.
Что будет, если ездить без страховки
Размеры штрафов за езду без страховки в Польше привязаны к минимальной зарплате, которая в 2023 году поднимется дважды.
До июля для легкового транспорта штраф за отсутствие автостраховки в пределах трех дней составит 1400 злотых (308 евро). Более двух недель – 6980 злотых (1530 евро). Во втором полугодии цифры станут еще выше.
Оформляют ли страховки на границе с Литвой
Ситуация на границе Беларуси с Литвой несколько проще. Многие отправляются в северную страну-соседку. Но учитывая, что Варшава на фоне всего оставила открытым только один пункт пропуска ("Тересполь" – "Брест"), наши автомобилисты часто едут в Польшу и другие страны ЕС через Литву.
В одном тематическом паблике появились сведения, что без возможности купить страховку в пункте пропуска литовские пограничники возвращают белорусских автомобилистов, в том числе тех, кто оформил сертификат онлайн.
"В «Лоше» не пропускали. Ни по копии, ни по фото. Всех на разворот", – написал участник чата.
В Telegram-канале "Граница Беларусь-Польша-Литва" сообщается, что с 18 мая в пункте пропуска "Брест" – "Тересполь" страховки на самой границе не оформляют решением коменданта. Без них автомобили разворачивают.
А вот при въезде в Литву застраховать авто можно при пересечении границы через "Каменный Лог" – "Мядининкай", "Котловку" – "Лаворишкес", "Бенякони" – "Шальчининкай", "Привалку" – "Райгардас".
На границе с Латвией это возможно в пункте пропуска "Григоровщина" – "Патерниеки".
По последним данным, страховка для легковушек на белорусских номерах в Литве все еще стоит 25 евро на 15 дней и 35 евро – на месяц. В Латвии придется заплатить 100 евро за 30 дней.
Хорошая новость заключается в том, что страновые страховки действуют во всех государствах Евросоюза. Соответственно, купив на границе минимальную, можно добраться до места назначения, а затем оформить более долгосрочный сертификат.
Нужна ли "Зеленая карта" в Россию
Белорусская "Зеленая карта" продолжит действовать в Азербайджане, Турции и России. Также они будут действительны в европейских странах, не входящих в Евросоюз (кроме Великобритании и Швейцарии): Албания, Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина, Северная Македония. Но понятно, что без проезда через Литву или Польшу в эти государства не попасть.
С Россией – отдельная история. Разговоры о единой "автогражданке" на территории Союзного государства ведутся уже давно. Появлялась информация, что общий полис могут ввести с 2023-го, потом речь шла о середине этого года. Но пока все по-прежнему.
>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber