Широкие проспекты, архитектурное наследие, исторический центр с маленькими улочками и парки делают столицу Беларуси весьма подходящим для отображения в кино разных стран и эпох.
Кроме того, продюсеров в свою очередь привлекают более низкие расходы на аренду, кинооборудование и организацию массовки или приглашение белорусских актеров на эпизодические роли.
В некоторых фильмах Минск предстает с неожиданной стороны. А многие могли в кино даже не узнать улицы, по которым ходят каждый день.
Душа Минска
В начале 1960-х годов вышла мелодрама "Любовью надо дорожить", где город стал свидетелем сложной любовной истории.
Эдакий предвестник фильма "Москва слезам не верит". Только в этом случае – соответственно Минск.
Главные герои – Катя, ткачиха передового тогда камвольного комбината, которая живет в общежитии с тремя подругами, и демобилизовавшийся с флота Степан, работающий на стройке.
Молодые люди решают пожениться. Но первоначальным планам мешают найденные у Кати под кроватью украденные нитки. Девушка вынуждена уехать в другой город.
Начинается фильм с панорамы центральной части Минска, снятой с телевышки на ул. Коммунистической. Где-то вдали, на Центральной (ныне – Октябрьской) площади, еще стоит памятник Сталину и разбит сквер.
Позднее в кадр попадает еще круглая (а не овальная) площадь Победы, но уже с обелиском. В дальнейшем по фильму можно будет оценить и площадь Якуба Коласа, где Катя возвращает отвергнувшему ее Степану кольцо.
Колонна людей и смена кадра дают понять, что события разворачиваются во время празднования Первомая 1959 года.
Из интересных локаций – открытый бассейн для прыжков в воду возле Ботанического сада, на месте которого построят Дворец водного спорта.
По ходу фильма можно оценить и образцы ретротранспорта: многочисленные "Победы", минский троллейбус МТБ-82Д, кабриолет ЗИС-110, скорая на базе ГАЗ-М-12, автобус ЛАЗ-695Б.
Кульминация происходит на вокзале столицы.
Ярко отображает Минск, в том числе с высоты птичьего полета, фильм "Любимая" (1965).
Кинолента вопреки характерному в дальнейшем тренду белорусского кинематографа опять-таки рассказывает не о войне, а о жизни: о людях, их мечтах и, конечно, непростых отношениях. Вдобавок яркий актерский состав – будущие народные артисты Виталий Соломин, Александра Назарова, Нонна Мордюкова.
Исторических картинок немерено: солнечные ванны на крыше цирка и на этот раз телевышка в качестве фона, футбольный матч на "Динамо", строительство Дворца спорта, молодые микрорайоны с еще новыми хрущевками, центральные площади и магистрали.
Для любителей и исследователей – еще один документальный видеоматериал, показывающий пока не снесенные дореволюционные здания.
Увидеть ламповый Минск можно в фильме "Рядом с вами", но уже в зимнем убранстве.
Тут и каток на Октябрьской площади.
И строящийся Дом моделей на стыке ул. Немиги и будущего пр. Победителей.
В центре внимания снова чувства людей. А главный лейтмотив, похоже, заложен в словах умудренной опытом героини, которая делится простой истиной с молодой соседкой по комнате: "Человек каждый день хочет быть счастливым".
Зелень Минска
Последние дни старой Немиги запечатлены в шестисерийном военном фильме "Руины стреляют…" (1970–1972).
В детективе "Задача с тремя неизвестными" (1979) появляется только что построенный "Красный дом" (теперь уже нет) на ул. Танковой. В нем находилась квартира одного из героев – профессора Якобсона.
Но особое внимание привлекают задействованные в кино 1970-х парковые зоны – неменьшие достопримечательности города.
Лошицкий усадебно-парковый комплекс "засветился" в подростковой советской классике – "Кортик" (1973).
Парки Горького, Челюскинцев и Янки Купалы, ул. Веры Хоружей широко представлены в культовом детском кино "По секрету всему свету" (1976).
Много центрального парка и в другой версии историй – "Удивительные приключения Дениса Кораблева" (1979).
Желания Минска
"Давай поженимся" (1982) не самое легкое кино для просмотра. Для кого-то может быть мучительно наблюдать за попытками людей разобраться с друг другом и самими собой. Но мы в этом случае смотрим на фон, в качестве которого выступает столица Беларуси 1980-х.
Вылет и прилет в город происходит из аэропорта Минск-1. Антураж немного преображается за счет смены этажей действовавшего тогда аэровокзала.
"А вот эту площадь я помню, только она не такая большая была... костел... а вот здесь дом был, да?" – говорит главный герой о пл. Ленина (пл. Независимости). Таксист: "Был... Снесли". И дом Костровицкой. Его можно увидеть в фильме "Любимая".
Затем он и она оказываются у Комаровского рынка. Кадры широко охватывают ул. Сурганова, вероятно, снятую с одного из высотных студенческих общежитий.
В дальнейшем можно заметить красоты тогда еще новых микрорайонов Зеленого Луга. В кадр попадает перекресток Логойского тракта и ул. Карбышева, а также дворы домов на ул. Мирошниченко.
В фильме представлены и приметы времени вроде двери ванной, украшенной сигаретными пачками. И аппараты с газировкой на минских улицах.
После свадьбы герои оказываются на вечернем пр. Машерова возле кинотеатра "Москва", а потом гуляют по Немиге с видами на Верхний город.
Ценный исторический кадр – строительство станции "Площадь Ленина" с главным корпусом БГУ на заднем плане и еще не возведенным зданием метрополитена.
В ленту попадает и Красный костел без крестов, поскольку в то время тут располагался Дом кино.
Финал картины разворачивается на пересечении пр. Ленина и ул. Володарского.
Незатейливые фильмы Сергея Никоненко "Не хочу жениться!" и "Хочу в Америку" вышли в 1993 году и, соответственно, во многом отражают эпоху того времени.
В первом случае кино спасает очаровательный сценарий, а во втором – серьезный интерес публики не вызывает даже яркий актерский состав.
И там и там съемки проходили в Минске и показывали его в соответствии с антуражем 1990-х несколько обшарпанным.
В ностальгию могут окунуться те, кого родители водили на гимнастику в "Трудовые резервы" на ул. Калиновского. И воспитанники секций плавания и прыжков в воду на ул. Сурганова. Причем в "Хочу в Америку" осведомленных минчан обескуражит заход героев на стадион "Динамо" и последовавшие за этим соревнования во Дворце водного спорта.
Чужие роли Минска
В свое время Беларусь полностью или частично была востребована продюсерами незамысловатых российских сериалов вроде "Каменской" (1999–2000) и "Возвращения Мухтара" (2004–2019).
Снятое в Минске кино иногда получалось и провальным. Но это связано не с выбором съемочной площадки, а с непонятной задумкой продюсеров и слабым бюджетом. В фильме "Лима: Нарушая молчание" (1999) минский СИЗО №1 с бутафорскими пластиковыми пальмами должен был изобразить перуанскую тюрьму.
В большинстве случаев белорусская столица все же вносит посильный вклад в создание киношедевров.
В "Стилягах" (2008) современные улицы Минска использовали для изображения "бродвейной" Москвы 1950-х. ГУМ исполнил роль "Коктейль-холла".
Время от времени всплывают узнаваемые пр. Независимости, Национальный художественный музей и ул. Октябрьская со старым трамваем с нарисованной на дальнем плане сталинской высоткой.
Фильм "ПираМММида" (2011) делает из Минска "Россию 1990-х" с узнаваемым фоном Октябрьской площади.
В колонном зале Дворца профсоюзов состоялась кульминация – вечеринка с Богданом Титомиром.
Экранизированный по роману Бориса Акунина "Шпион" (2012) также задействует пр. Независимости, зачастую с компьютерной доработкой.
Открытая в 2010 году "Минск-Арена" успешно перенесла зрителя фильма "Легенда №17" (2013) в Монреаль, где состоялся исторический матч СССР – Канада знаменитой хоккейной серии 1972 года.
Не каждому известный особняк Литературно-мемориального музея Якуба Коласа на ул. Академической в фильме "Вольф Мессинг: видевший сквозь время" (2009) изображает богатый варшавский дом начала XX века. Это же здание в картине "Снайпер. Оружие возмездия" (2009) является уже частью послевоенной Восточной Пруссии.
Сохранившийся после бомбежек Второй мировой воины кусочек древнего Минска – Троицкое предместье – выступал в ролях немецкого, австрийского, чешского и эстонского городов.
А в комедии "Алхимики" (2000) на средневековой площади предместья и вовсе сжигали на костре главных героев.
Какой бы ни была художественная ценность фильмов, любое использование города в качестве съемочной площадки – это все равно вклад в его историю. И признание способности изобразить разные страны и эпохи.
>>> Афиша фильмов и билеты в кино – на afisha.tochka.by