
За рыцарскую тематику в искусстве испокон веков отвечали выдающиеся художники и писатели. Многие киноленты о рыцарях, в том числе советские, сняты именно по мотивам классических романов.
Но причина успеха таких фильмов о рыцарях кроется не только в том, что в их основу положены прекрасные книги. Это кино получалось великолепным благодаря талантливейшим режиссерам и актерам. А поскольку эти личности зачастую были заняты еще и в театре, то ленты о рыцарях получались насыщенными подлинным драматизмом.
Более того, в советские времена музыку к фильмам писали величайшие композиторы своего времени. Например, Сергей Прокофьев ("Александр Невский") и Дмитрий Шостакович ("Гамлет"). Неудивительно, что это кино никогда не устареет, как и сами идеалы рыцарства.
Портал Tochka.by выбрал пять лучших картин о рыцарях, снятых в СССР. Акцент в кинообзоре сделан на том, кто, где и как создавал это кино, а также его международном признании.
"Александр Невский" (1938)
Исторический фильм о князе Древней Руси, который одержал победу над рыцарями Ливонского ордена в битве на Чудском озере 1242 года, и одновременно аллегория на тогда еще только идеологическое противостояние Советского Союза и нацистской Германии.
Одна из главных киноработ Сергея Эйзенштейна, за которую режиссер получил орден Ленина и Сталинскую премию. Эти же награды были вручены и Николаю Черкасову – исполнителю главной роли. Именно лицо актера Черкасова изображено на ордене Александра Невского (учрежден в 1942 году), поскольку прижизненных портретов князя не сохранилось.
Фильм Эйзенштейна получил всенародное признание. Так, самым популярным маскарадным костюмом на праздник Нового года в 1939-м был костюм Александра Невского. Ленту показывали не только в СССР, но и в других странах. В частности, в США – на спецпоказе в Белом доме в Вашингтоне это кино посмотрел и даже растрогался американский президент Франклин Рузвельт.
Съемки главной сцены, Ледового побоища, проходили летом из-за ограниченных сроков – в результате фильм вместо 198 дней сняли за 115.
В Потылихе, исторической местности в Москве, сначала вырубили вишневый сад, разровняли землю и залили ее асфальтом. Затем посыпали асфальт смесью нафталина с мелом, опилками и солью, после чего залили поверхность жидким стеклом. Выкрашенные в белый деревянные бревна "изображали" льдины.
Консультантами "Александра Невского" выступила группа именитых ученых во главе с Артемием Арциховским, первооткрывателем берестяных грамот. Сам Эйзенштейн добыл в Эрмитаже настоящее оружие и кольчуги 13 века, чтобы по ним делали реквизит, и лично следил за изготовлением доспехов Невского.
"Дон Кихот" (1957)
Советский фильм по мотивам одноименного романа испанского писателя Мигеля де Сервантеса. Причем это не просто "фильм", а первое цветное широкоэкранное стереозвуковое художественное кино киностудии "Ленфильм".
Снял "Дон Кихота" режиссер, сценарист, педагог и публицист Григорий Козинцев. За свою работу он получил несколько орденов, включая два ордена Ленина и два – Трудового Красного Знамени.
Роль старого "хитроумного идальго" – любителя рыцарских романов сыграл "Александр Невский" – Николай Черкасов. Его верного оруженосца Санчо Пансу – Юрий Толубеев, известный зрителю тех времен по роли Городничего в "Ревизоре" (1952).
Также в фильме снялись Лидия Вертинская и Георгий Вицин. А на роль коня главного героя по кличке Росинант киношники "пригласили" лошадь, возившую в Симферополе повозку с хлебом.
Снимали картину в Коктебеле, возле поселка Орджоникидзе и на плато Ай-Петри – горной вершине в Крыму. Так, в Коктебеле выстроили 16-метровую ветряную мельницу, с которой "сражался" Дон Кихот.
Съемки фильма шли по 12–14 часов в день на жаре. Особенно тяжело было Черкасову, потому что актеру практически все время приходилось быть в латах. Однако его старания, как и усилия всей команды, окупились сполна, ведь кино получило признание у зрителей и критиков. В частности, Черкасов получил премию на Международном кинофестивале в Стратфорде (Лондон), а Козинцев – приз на МКФ в Сан-Себастьяне (Испания).
Спустя 40 лет после выхода "Дон Кихота" выйдет новое кинопрочтение знаменитого романа Сервантеса, которое снимет актер Василий Ливанов, исполнитель роли Шерлока Холмса. В фильме "Дон Кихот возвращается" (1997), который по жанру является пародией-фарсом, Ливанов – и режиссер, и автор сценария, и продюсер, и главный актер.
А Санчо Пансу играет здесь Армен Джигарханян.
"Гамлет" (1964)
Черно-белый фильм в двух сериях (144 минуты) по мотивам одноименной трагедии Уильяма Шекспира в переводе поэта Бориса Пастернака.
Это еще одна работа постановщика Григория Козинцева. Многие эксперты, включая зарубежных, считают эту советскую экранизацию "Гамлета" лучшей в истории мирового кино. Так, в 1964-м Козинцев получил спецприз жюри Венецианского кинофестиваля, хотя номинировался на главную награду – "Золотого Льва".
А в 1966 году Британская академия кино и телевизионных искусств номинировала "Гамлета" на премию в категориях "Лучший фильм" и "Лучший зарубежный актер". В том же году картина Козинцева номинировалась на премию "Золотой глобус" в категории "Лучший фильм на иностранном языке".
Роль Гамлета сыграл 39-летний Иннокентий Смоктуновский, а Офелии – 20-летняя Анастасия Вертинская, звезда "Алых парусов" и "Человека-амфибии", по "совместительству" – дочь актрисы Лидии Вертинской.
Натурные съемки фильма проходили в поселке Кейла-Йоа на севере Эстонии, неподалеку от Таллина. Пятьсот лет назад этими землями владел рыцарский орден меченосцев.
Макет замка Эльсинор, где разворачивается действие пьесы Шекспира, был построен на обрыве у Балтийского моря – стройка заняла полгода. Местные жители до сих пор называют это место "Скала Гамлета", или "Мыс Гамлета". Интерьеры же замка возвели в Ленинграде в павильонах "Ленфильма". А знаменитый монолог Гамлета снимали в Крыму, в том числе на лестнице Успенского пещерного монастыря вблизи Бахчисарая.
В начале и конце фильма в морских волнах отражается тень Ласточкиного гнезда – замка на 40-метровой скале в Ялте, который построили в начале 20 века по заказу московского миллионера Сергея Рахманова.
"31 июня" (1978)
Двухсерийный музыкальный телефильм в жанре фэнтези по мотивам одноименной повести (1961) английского писателя Джона Пристли.
Пристли интересовался сдвигами во времени, и не только как сюжетным ходом в литературе: он даже разрабатывал научную теорию об этом. От реальной жизни писатель тоже не отрывался. Так, в начале 1940-х годов Пристли работал радиоведущим на BBC, и его антифашистские передачи слушали миллионы – больше слушателей было только у премьер-министра страны Уинстона Черчилля.
Действие фильма "31 июня" происходит в Британии в 12-м и 21-м веках одновременно – между этими мирами образовался переход в обе стороны. По сюжету "31 июня", люди из разных времен, принцесса Мелисента из эпохи короля Артура и художник Сэм Пенти из нового времени, встречают друг друга и влюбляются.
Кинолента "31 июня" – настоящий мюзикл с песнями и танцами, в нем также звучит голос Ларисы Долиной, которая дублировала одну из ролей.
В картине снимались Николай Еременко младший, Наталья Трубникова, Владимир Зельдин, Владимир Этуш, Любовь Полищук, Михаил Кокшенов и другие известные в СССР актеры, а также артисты балета.
Снял "31 июня" Леонид Квинихидзе, известный именно своим музыкальным кино, в том числе "Соломенной шляпкой" и "Мэри Поппинс, до свидания".
Фильм "31 июня" впервые показали в новогоднюю ночь 1978 года по центральному телевидению. А затем кино семь лет "пролежало на полке" из-за того, что исполнитель одной из главных ролей, танцовщик Большого театра Александр Годунов, обратился за политическим убежищем в США. Кроме того, наряды танцоров сочли чрезмерно откровенными, а песни – слишком чуждыми.
Конечно же, люди об этом инциденте с "31 июня" не знали и продолжали ждать его повтора.
Вот как вспоминает об этом одна из зрительниц: "Для того времени это было просто фантастично – костюмы, бесподобная музыка, нежный голос Анциферовой [она озвучивала принцессу Мелисенту], сам сюжет, волшебно, завораживающе, сказочно, и так созвучно моему состоянию влюбленности. Потом 10 лет я ждала, что будет повторение фильма. Песни с пластинки уже выучены наизусть. Я даже письмо на ЦТ [Центральное телевидение. – Tochka.by] написала с просьбой повторить фильм".
"Баллада о доблестном рыцаре Айвенго" (1983)
Художественное кино по мотивам исторического романа шотландского писателя Вальтера Скотта "Айвенго". Кстати, в этом году исполняется 205 лет, как эта книга была впервые опубликована.
"Баллада" продолжает серию фильмов режиссера Сергея Тарасова об Англии времен Средневековья, начало которой положили "Стрелы Робин Гуда" (1975).
Тарасов долго вынашивал идею такой, как сейчас бы сказали, франшизы о европейских рыцарях. Мечта постановщика начала обретать реальные формы после его беседы в гостинице "Рига" с музыкантом Владимиром Высоцким и актером Борисом Хмельницким.
Позже Хмельницкий будет играть Робин Гуда в фильмах Тарасова – этого актера белорусы хорошо знают по роли Вороны в культовой "Дикой охоте короля Стаха" 1979 года. А Высоцкий напишет цикл баллад о времени, борьбе, любви и ненависти для Тарасова – эти песни, как писали советские критики, полны "неподдельного, щемящего драматизма".
В первом фильме "франшизы" "Стрелы Робин Гуда" песни Высоцкого не разрешили использовать – музыку пришлось спешно писать Раймонду Паулюсу. И только когда Высоцкий умер (это случилось в 1980 году), Тарасов смог включить его песни в "Балладу о доблестном рыцаре Айвенго".
Съемки батальных сцен "Айвенго" проходили преимущественно в Хотинской крепости, которую начали строить на Днестре в Черновицкой области (Украина) еще в середине 13 века. Эта крепость, нужно отметить, – давний "актер" в советском кино. Например, здесь снимали фильмы "Русалочка" (1976) и "Д’Артаньян и три мушкетера" (1978).
А для того, чтобы изготовить мечи и латы рыцарей, советские оружейники и художники по костюмам использовали французские справочники.
>>> Афиша фильмов и билеты в кино – на afisha.tochka.by