Счастье есть: топ-7 русских фильмов из 1990-х не про бандитов

Николай Смирнов
Журналист Tochka.by решил поискать смыслы в исторически сложном времени с помощью кино. Творческие люди всегда способны придать краски любому черно-белому миру.
Счастье есть: топ-7 русских фильмов из 1990-х не про бандитов
Фото: New Africa / Shutterstock.com

Люди хотят жить и радоваться в любые времена. Яркий пример – 1990-е. При всех тяготах и лишениях переходного периода человек все равно ищет поводы быть счастливым.

Часто в этом помогает киноискусство. Оно является отражением действительности. Но кому-то помогает отвлечься от реальности или понять, когда надо что-то менять.

У фильмов, созданных в конце ХХ века, имеется характерная репутация. Однако даже в антураже бандитских разборок, вечного отсутствия и поиска денег есть место для позитивных мыслей и хорошего кино.

"Окно в Париж" (1993)

Если философски, то кино посвящено судьбе человека, мечтающего найти свое место под солнцем.

Фильм – типичное зеркало своего времени. И яркая аллегория на фоне падения железного занавеса.

Питерский интеллигент устраивается работать в школу с экономическим уклоном и получает комнату в коммуналке, хозяйка которой исчезла при загадочных обстоятельствах.

Мужчина знакомится с соседями, и все весело отмечают новоселье. Спьяну жители коммунальной квартиры путают дверь со шкафом и попадают… в Париж.

Каждый пытается воспользоваться свалившимися благами капиталистического мира. Скандальные соседи закупаются вещами, а главный герой находит любовь.

Кажется, мечта сбылась. Но даже в этом свободном мире есть свои негласные правила. И очень сложно их соблюдать, когда человек привык жить в государстве, которое все решает за тебя.

"Ты у меня одна" (1993)

Еще один фильм об открытых возможностях и нежелании побороть силу привычки.

История скромного инженера (снова интеллигента), как будто обреченного на убогую жизнь в "однушке" с женой и дочерью-подростком. Чтобы выжить и прокормить семью, он подрабатывает по ночам грузчиком.

Однажды появляется шанс стать богатым и успешным, но для этого нужно переехать в США и предать жену с дочерью. Однако любовь все же побеждает в борьбе с алчностью.

Режиссура Дмитрия Астрахана, конечно, не жалует вниманием к деталям. И, кажется, все снималось с одного дубля. Впрочем, это в каком-то смысле добавило характерного антуража. А хороший сценарий и подбор актеров сыграли свою роль.

"Сирота казанская" (1997)

Главная героиня – сельская учительница. После смерти матери она нашла письмо, адресованное некоему Павлу. С ним был курортный роман, который закончился рождением ребенка.

Молодая женщина в поисках потенциального отца публикует письмо в газете. И в новогоднюю ночь к ней приезжают сразу трое мужчин, каждый из которых называет себя ее родителем.

Жених героини (яркий персонаж в исполнения Николая Фоменко) считает гостей мошенниками. А она сама хотела бы, чтобы остались все, ведь раньше не было ни одного, а сейчас целых три.

"Классик" (1998)

Фильм косвенно связан с криминальным миром, но без контекста 1990-х.

Некий ас бильярда по прозвищу Классик должен сыграть на большие деньги с мафиози, поклонником этой игры.

Происходящие события сегодня бы назвали читерством, когда для достижения цели в соревнованиях задействуют нечестные методы.

Но, ожидая препятствий со стороны противника, "Классик" всех переиграл дважды. Только в концовке становится известно, кто есть кто.

Несмотря на небольшой бюджет, фильм сделан весьма добротно, в отличие от многих халтур того времени. Глаз порадует и качественная игра актерского состава.

"Хочу в тюрьму" (1998)

Необычайно легкий для восприятия фильм.

В каком-то смысле история про "Иванушку-дурачка", который, соответственно, может быть не так прост.

История развивается вокруг гениального инженера, попавшего под сокращение. Происходит ситуация, после которой ему кажется, что нужно на время "залечь на дно".

Лучшим местом, чтобы переждать, он определяет заграничную тюрьму. Условия содержания там оказываются лучше, чем обстоятельства жизни на свободе в России.

Характерные для 1990-х массовая безработица, бандитизм и мошенничество маскируется под традиционное "авось".

"Настя" (1993)

Настоятельно рекомендуется к просмотру. Фантасмагория, снятая Георгием Данелией, похоже, актуальна всегда.

В контексте времени это история про то, как обветшалый постсоветский мир очень сильно и быстро хотел стать особенным. Без компромиссов и с готовностью идти по головам.

Главная героиня считает себя некрасивой и сторонится публичности. Мужчины не проявляют к ней интерес. Кроме одного, который заметил ее такой, какая она есть.

Однажды девушка встречает и помогает необычной старушке. Та в благодарность обещает исполнить два желания.

Не веря в волшебство, Настя в воздух стреляет мыслью, что было бы классно стать такой, как модель с плаката.

Утром она просыпается совсем с другой внешностью – стандартной красавицы. Это кардинально меняет ее жизнь, открывая все запертые доселе двери. Но сделает ли это ее счастливой?

"Дети понедельника" (1997)

Пожалуй, самое сентиментальное кино из представленных.

Харизматичный предприниматель не смог вовремя расплатиться с кредиторами, чудом уцелел после покушения и начал злоупотреблять.

Жена решила избавиться от горе-пьяницы и отвезла его в очередном неадекватном состоянии в деревню – к родной сестре, с которой когда-то был роман.

Старые чувства разгорелись с новой силой и стали для героя стимулом для жизни с чистого листа.

Фильм усиливают удачно подобранные на свои роли актеры. Игорь Скляр, Ирина Розанова и Сергей Никоненко превратили житейскую историю в праздник для глаз.

>>> Афиша фильмов и билеты в кино – на afisha.tochka.by

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки