Внимательные зрители сериала "За полчаса до весны", в который порядка 40% бюджета вложила белорусская сторона, обратили внимание: с афиши исчезли две фамилии киногероев. Позже оказалось, что одного из актеров "почти нет" и в самом фильме.
На общем плане этот музыкант "Песняров" нередко размыт, а во время реплик, когда подразумевается крупный план лица, показываются либо руки, либо... живот. "Под раздачу" попал актер Дмитрий Есеневич. В 2020 году он ушел из Купаловского театра...
Бывало ли ранее нечто подобное в истории кино, какие фильмы или актеры оказывались под запретом, разбиралась Tochka.by.
Как кино брали под жесткий контроль
Краткий обзор начнем с раннего советского кино, которое, согласно определению вождя мирового пролетариата Владимира Ленина, является "важнейшим из всех искусств".
В том, что новая власть после Октябрьской революции 1917 года взяла под жесткий контроль кинопроизводство, нет ничего удивительного: шла битва за умонастроения людей, формировалась новая идеология, верховодили агитация и пропаганда.
Уже в 1918 году была образована государственная комиссия по народному просвещению, которая в том числе занималась развитием кино. В 1919 году был подписан Декрет о национализации кинематографа.
В 20-х годах появился "Репертуарный указатель", в котором был представлен перечень запретных тем. Документ поначалу был открытым, позже его засекретили.
Тогда же был создан Комитет по контролю за зрелищами и репертуаром (Главрепертком). На него возлагались разрешение, приостановка или запрещение драматических, музыкальных и кинематографических произведений.
За что авторов ссылали в Сибирь
Цензура тогда проявлялась не только в виде запрета на показ кинокартин, но и в устранении неблагонадежных авторов.
Так, в самый разгар съемок комедии "Веселые ребята" за сочинение острополитических басен были арестованы сценаристы Николай Эрдман и Владимир Масс. Обоих сослали на три года в Сибирь и на десять лет запретили жить в крупных городах. Их фамилии из титров картины были удалены, вернули только в 1961 году.
Еще трагичнее сложилась судьба оператора комедий "Волга-Волга", "Веселые ребята", "Цирк" Владимира Нильсена. Его обвинили в шпионаже, припомнив поездки в Париж и Голливуд в составе советской делегации.
Расстреляли оператора в январе 1938 года. В титрах картин, над которыми трудился Нильсен, его имя не значилось.
Кино не должно отрываться от действительности
И все же главным способом борьбы с "неправильным" кино являлся запрет на его показ. Логика чиновников порой была очень проста: "кабы чего не вышло".
Так случилось с романтической кинокомедией "Сердца четырех". Производство началось еще в 1940 году, монтаж завершился незадолго до начала войны. Время было тревожное, поэтому секретарь ЦК ВКП(б) Андрей Жданов раскритиковал комедию.
"Красные командиры изображены наподобие душек военных, которые занимаются ухаживанием, затем всякого рода услуги делают, – безделье кругом. Разве это соответствует советской жизни? О чем это свидетельствует? Это свидетельствует о некотором опасном отрыве от действительности", – сказал тогда Жданов.
Бобины с лентой положили на полку, вспомнив лишь к концу войны, когда потребовались жизнерадостные фильмы, отвлекающие от тяжелой реальности.
Почему "Александра Невского" то убирали, то возвращали
От цензоров доставалось многим, даже таким великим, как Сергей Эйзенштейн. Его фильм "Броненосец "Потемкин" удостоен всемирной славы, за картину "Александр Невский" режиссер получил Сталинскую премию. Правда, в конце 1939 года фильм изъяли из проката, чтобы не вносить напряженность в отношения с Германией.
После начала Великой Отечественной войны "Александра Невского" срочно вернули на экран. Нужно было укреплять моральный дух советских людей.
Вторая серия "Ивана Грозного" Сталину не понравилась
Еще более непростой получилась судьба картины Сергея Эйзенштейна об Иване Грозном. Создание киноэпопеи во время войны санкционировал Сталин. В январе 1945-го первую серию показали руководству СССР. Результат: съемочная группа во главе с режиссером удостоилась еще одной Сталинской премии.
Однако вторая часть Иосифу Виссарионовичу категорически не понравилась. Первую серию сняли с проката, полная версия фильма оказалась под запретом.
ЦК компартии объяснил гражданам, что режиссер Эйзенштейн во второй серии "обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов, а Ивана Грозного, человека с сильной волей и характером, – слабохарактерным и безвольным, чем-то вроде Гамлета".
Вторую серию люди увидели лишь в 1958 году, через пять лет после смерти Сталина, съемки третьей прекратились из-за смерти Эйзенштейна.
Где жил Иван Грозный
История с царем Иваном Грозным и цензурой получила неожиданное продолжение в комедии Леонида Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию". Но это были уже, скорее, забавные вмешательства.
Например, на вопрос милиционера: "Где живете?" Иван Грозный отвечал: "В палатах", хотя в оригинале было прописано: "Москва, Кремль".
А когда Бунша спросил Милославского, за чей счет банкет, кто оплачивать будет, Жорж уверенно ответил: "Ну, во всяком случае, не мы". На самом деле фраза звучала так: "Народ, батюшка, народ".
Как мы помним, одну из ролей в комедии сыграл Савелий Крамаров. В 1981 году актер эмигрировал из СССР в США. Фильмы с его участием на некоторое время исчезли с экранов ТВ. Вдруг перестали показывать музыкальную сказку "Мама", из "Мимино" вырезали эпизод с появлением героя Крамарова у здания суда (но потом вернули).
Об актере в СССР постарались забыть либо коротко рассказывали, что он вынужден торговать в Лос-Анджелесе сосисками.
Кроме фильма "Комиссар" ничего больше
Крайне тяжело сложилась судьба у кинофильма 1967 года "Комиссар" и его создателя. Картину признали идеологически вредной, режиссера Александра Аскольдова на 20 лет лишили права работать в кинематографе. Больше он ничего не снял.
Чиновники Госкино посчитали, что фильм "является не просто отрицанием, а поруганием революции, ее высоких гуманистических целей и задач, тех светлых идеалов, за которые боролись и умирали ее бойцы".
По некоторым сведениям, все материалы фильма подлежали уничтожению, но один экземпляр ленты спас режиссер Сергей Герасимов.
Премьера состоялась лишь через 20 лет – в 1987 году на Московском международном кинофестивале. После этого "Комиссар" показали во многих странах мира, лента собрала целую коллекцию наград.
"Проверку на дорогах" не выпускали 15 лет
Еще один режиссер, чьи картины долгие годы лежали на полках, – Алексей Герман. Из пяти снятых им лент три чиновники сразу запретили к показу.
Фильм "Проверка на дорогах" – это экранизация повести "Операция "С Новым годом!", которую написал отец режиссера.
Сын попытался реабилитировать в общественном сознании людей, попавших в плен к фашистам, а затем примкнувших к партизанам, чтобы искупить свой грех.
Чиновникам такой взгляд не понравился. Картину 15 лет никто не видел. Только в 1985 году ее пустили в прокат. За "Проверку на дорогах" Алексей Герман получил Государственную премию СССР.
Никулин – не алкаш
В основе фильма "Двадцать дней без войны" лежала повесть Константина Симонова. Именно заступничество знаменитого прозаика и поэта неоднократно спасало картину Алексея Германа от цензуры.
Чиновники, например, требовали заменить Юрия Никулина, сыгравшего главную роль фронтового корреспондента, потому что похож на алкаша. Некоторым не понравилась слишком суровая жизнь тыла: безрадостная, тревожная, голодная.
В Госкино долго не хотели принимать фильм, обвиняя его в очернительстве. В конце концов ленте присвоили вторую категорию и через год малым тиражом выпустили на экраны.
И вновь очернение действительности
Фильм 1984 года "Мой друг Иван Лапшин" о начальнике уголовного розыска 1930 годов Герман снял вновь по повести отца. В основу сюжета легла история начальника уголовного розыска небольшого городка.
Сразу же после выхода картины на экран критика отметила, что Герман снял "странный детектив". Режиссера обвинили в очернении действительности и дегероизации эпохи тридцатых.
"Мой друг Иван Лапшин" был списан в убытки, как только фильм посмотрел министр культуры, Алексея Германа уволили со студии "Ленфильм". Несколько лет картину не допускали к прокату.
Цензура в кино – явление довольно-таки распространенное и вполне объяснимое. Ограничения могут быть возрастные, нравственные, на экранах не должно быть пропаганды насилия, терроризма, алкоголизма, наркотиков.
Куда хуже, когда кино становится инструментом промывки мозгов, а качественный продукт заменяется суррогатом. Ценность и значимость любого произведения культуры и искусства проверяется временем. И только им.
>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber