Главные боли белорусских транспортных компаний – поиск квалифицированных кадров, экономия топлива и уменьшение износа техники.
Поговорили с представителями бизнеса о том, как справиться с этими проблемами и как в логистике может помочь искусственный интеллект (ИИ).
Технологии ИИ помогают оптимизировать процессы, снижать затраты и повышать эффективность труда. Обычно бизнесмены не любят делиться конкретными примерами из своей работы. Но мы попросили экспертов сервиса OptiDriving обобщить их опыт.
Контроль расхода топлива
Все опросы руководителей транспортных компаний говорят о том, что главной целью они видят снижение расхода топлива. И это не какая-то белорусская специфика. Подобный подход и у западных коллег, говорят данные опроса известных аудиторов из Ernst & Young.
Неопытные или недостаточно квалифицированные водители могут допускать ошибки при управлении автомобилем. А это приводит к перерасходу топлива и частым поломкам.
"Многие водители-профи ушли к конкурентам, а работать приходится со вчерашними таксистами – со всеми вытекающими последствиями. За последние два года ставки оплаты труда водителям пришлось поднять на 40%, но это не помогает сохранять кадры", – рассказывает основатель платформы INFINIUM Михаил Дедунович.
В конечном счете рентабельность бизнеса падает. Приходится искать новые способы оптимизации процессов.
"Владелец ходит мрачнее тучи из-за падения рентабельности перевозок, а директор – мрачнее владельца, потому что тягачи простаивают на ремонте после ДТП, иногда за руль оставшихся в работе автомобилей некому садиться", – приводит Дедунович примеры.
Как ИИ помогает экономить
Созданный в Беларуси сервис OptiDriving уже начал оценивать затраты компаний, которых можно было избежать. Это стало реальным за счет сравнения на облачной платформе INFINIUM работы их водителей с тысячами других в точно таких же ситуациях за 20 лет.
Так, в одной из минских транспортных компаний при помощи нейронных сетей было проведено исследование водителей-новичков, которое выявило пробелы в их подготовке.
Система выдала рекомендации, благодаря которым всего за месяц квалификация новых работников значительно выросла и достигла уровня 85% лучших водителей отрасли.
Это сразу же отразилось на расходе топлива: "пережоги" снизились с 15–18% норм расхода до 0.
Экономия составила около 500 л горючего в месяц в среднем на автомобиль.
Также важно понимать, что сокращение на каждый Br1 расхода топлива прицепом тянет за собой сокращение на Br2 затрат на износ шин, тормозных колодок, дисков и т.п.
Как поднять зарплату водителям
На белорусском рынке перевозок уже несколько лет чувствуется дефицит кадров. Чтобы закрепить в штате водителей, многие компании вынуждены идти на повышение зарплаты.
Они поднимают тарифы водителям для удержания их в компании.
"Из-за низкой квалификации и нехватки водителей неоправданные дополнительные расходы на каждый большегрузный автомобиль составляют примерно €7000 в год. На столько же, как можно прогнозировать, вырастут и ежегодные затраты на оплату труда каждого водителя за следующие 2–3 года", – приводит цифры Дедунович.
По его мнению, не стоит поднимать зарплату "в лоб" – всем без разбора. На белорусском рынке есть примеры, когда с помощью ИИ OptiDriving компании выделяют сотрудников, которые в сравнении с водителями всей отрасли оказались профи.
На первом этапе заработная плата была увеличена только им. Рост фонда оплаты труда составил около 3,5%. Остальные водители увидели реальность повышения зарплат для профи и начали выполнять рекомендации ИИ. В результате снизились расходы предприятия на износ автомобилей и аварийность. Водители стали получать надбавки из фактически ими же сэкономленных денег.
Бизнес может использовать и другие меры стимулирования. "Вышедоказанная квалификация – новее автомобиль" и другие поощрения появляются в распоряжении менеджеров компании, что удерживает водителей-профи от смены работодателя.
ИИ помогает транспортному бизнесу
Внедрение транспортной нейронной сети в Беларуси снизило затраты предприятий там, где раньше, казалось, "нечего ловить". И достигнуть такого, как показывает практика белорусских бизнесов, намного проще при поддержке менеджеров транспортных компании. Для них это второе дыхание.
Руководителю лучше заполучить специалистов по взаимодействию с водителями в свои союзники. Для этого стоит награждать их премиями из сэкономленных ими денег.
Нейронная сеть встает и на защиту водителей, когда, к примеру, они не виноваты в "пережогах". Ведь иногда это следствие сложности маршрута, погоды и неисправности машины.
Быть вооруженным достоверной информацией об обоснованности "пережогов" важно для менеджеров компании.
А возможность сделать союзниками в бесконфликтном снижении затрат компании и водителей, и менеджеров – выгодное решение для директора.
Что получает пользователь сегодня
OptiDriving обеспечивает поддержку процессов, которые держатся на интуиции. Сервис особенно важен для менеджеров, которые хотят добиться снижения затрат компаний (и премий для себя), но не сидели за рулем грузовика и чувствуют себя неуверенно при общении с водителями.
ИИ дает реальные возможности для роста зарплат и водителям, и менеджерам:
- благодаря накопленной big data работы 100 тыс. водителей за 20 лет в облачной платформе появилась возможность по достоинству оценить их труд в сравнении с коллегами по отрасли
- любые их усилия будут автоматически прикладываться к линейке эффективности работников отрасли и конвертироваться в премии из сэкономленных ими денег
- дополнительный заработок реален, его уже получают профи.
При небезопасном поведении водителей за рулем и повышенном расходе топлива бизнес теряет деньги, время, нервы, репутацию и клиентов. По сути, в этом смысле нейронная сеть предоставляет данные для создания контура безопасности компании.
>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber