Белорускам разрешат работать дальнобойщицами: что говорят в компаниях?

Отдел новостей
Как отмечают эксперты рынка грузоперевозок, профессия дальнобойщика становится более доступной для женщин, и желание Минтруда разрешить дамам работать водителями автомобилей грузоподъемностью свыше пяти тонн компании приветствуют.
Белорускам разрешат работать дальнобойщицами: что говорят в компаниях?
Фото: DuxX / Shutterstock.com

Полтора года назад Министерство труда и социальной защиты уже исключило из списка запрещенных для женщин профессий ряд пунктов. Среди этого перечня был и водитель автомобиля грузоподъемностью свыше 2,5 тонн.

Говорят, список хотят сократить еще больше и сделать доступной для дам работу на автомобилях грузоподъемностью свыше пяти тонн.

Директор компании представителя "Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси" Татьяна Солдатенко рассказала о том, насколько такие меры актуальны для логистического рынка и какой будет от этого толк рынку грузоперевозок.

А как у соседей?

Россиянки и белоруски сейчас чаще работают дальнобойщицами на зарубежные компании. Там официальное трудоустройство гораздо проще.

"В США и Европе в среднем каждый четвертый водитель фуры – женщина, в России их доля – примерно 2-3% от общего числа дальнобойщиков. В Беларуси таких подсчетов не проводили, но думаю, этот процент может быть еще меньше, чем в России. И одна из причин – как раз-таки существующие ограничения на работу в этой сфере", – говорит Татьяна Солдатенко.

А потому снятие ограничений на работу в этой сфере для женщин в Беларуси эксперт называет "позитивным моментом". И с точки зрения гендерного равноправия, и для баланса на рынке.

А почему нельзя работать женщинам?

Причин, по которым периодически пересматривают списки запрещенных для женщин профессий, несколько. С одной стороны – это существенное улучшение условий труда. С новыми технологиями многие рабочие места становятся менее опасными, а работа на них не требует больших физических усилий.

Это значит, что с ней без вреда для своего здоровья может справиться и женщина.

Для водителей большегрузов ограничения были вызваны, в первую очередь, повышенным шумом и вибрацией в кабине водителя. Но в современных тягачах таких проблем нет, а значит, и работа в них не угрожает здоровью женщины.

Рынку грузоперевозок что с этого?

"Второй момент, который нужно понимать, – это острый дефицит водителей-дальнобойщиков. Эта проблема признана общеевропейской и актуальна уже больше пяти лет. Оттого и европейские наниматели быстро побороли в себе гендерные стереотипы и стали лояльно относиться к женщинам-водителям. Женщины, хоть и не решили проблему нехватки кадров в профессии, но частично снизили напряженность на рынке", – говорит директор компании представителя "Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси".

Что касается Беларуси, то Татьяна Солдатенко положительно оценивает планы "легализовать" для женщин работу в дальнобое.

В 2021-ом году, по данным статистики международной биржи автомобильных грузоперевозок ATI.SU, в стране дефицит дальнобойщиков обрел критические масштабы. Особенно пострадали внутренний рынок и российское направление, где количество предложений от перевозчиков снизилось вдвое при росте спроса.

"С апреля, когда вступили в силу ограничения на въезд в Европу для белорусских и российских машин, – ситуация кардинально поменялась. Водители, которые раньше работали с Европой, переориентировались на российский и белорусский рынки, что стало причиной высокой конкуренции. Потому говорить о дефиците дальнобойщиков в Беларуси сейчас будет неверным. Однако не стоит забывать, что внесение изменений в законодательные акты – процесс небыстрый. К тому времени, как изменения будут внесены, утверждены и вступят в силу, думаю, пройдет не менее полугода. А нехватка кадров в логистике к тому времени снова может стать актуальной", – отмечает эксперт.

Фото: Jacob Lund / Shutterstock.com

Наниматели не против?

Вероятнее всего, женщина за рулем большегруза вскоре станет обыденным для всех явлением, как женщина за рулем троллейбуса или трамвая. Сами наниматели утверждают, что не имеют ничего против дам-дальнобойщиц.

В опросе, проведенном среди пользователей международной биржи автомобильных грузоперевозок ATI.SU, почти 22 % респондентов ответили категорическим "нет" на вопрос: "Готовы ли вы взять на работу дальнобойщиком женщину?"

Еще 19% ответили на этот вопрос положительно. И 69% выбрали вариант "Мне все равно – женщина или мужчина. Главное, чтобы был профессиональный подход к делу".

В опросе участвовали белорусские транспортные компании, зарегистрированные на международной бирже автомобильных грузоперевозок ATI.SU. Пользователи могли выбрать несколько вариантов ответа. Отметим, что те, кто выбирал "да", часто выбирал и "Мне все равно – женщина или мужчина…"

Несмотря на такие позитивные в плане толерантности результаты, вариант "У меня уже работают женщины-дальнобойщицы" не выбрал никто из опрошенных.

"Если судить по результатам опроса, то наниматели в сфере грузоперевозок в своем большинстве лишены гендерных предрассудков и хотят видеть у себя в штате профессионалов, а мужчин или женщин – не важно. Это прекрасная тенденция. Однако тот факт, что сейчас ни в одной из принявших участие в опросе компаний не работают девушки, заставляет усомниться в искренности респондентов. Ведь белоруски уже работают дальнобойщицами в зарубежных компаниях. Хотя, возможно, девушки выбирают местом работы иностранные предприятия не потому, что получают отказ от белорусских нанимателей. А потому, что хотят работать именно на большой машине, а не на авто с грузоподъемностью свыше 2,5 тонн, как это разрешено в Беларуси сейчас", – комментирует результаты исследования Татьяна Солдатенко.

Решат ли женщины проблему дефицита водителей

Что касается решения вопроса с дефицитом водителей, то, по словам спикера, вероятность справиться с ним только за счет женщин крайне низка.

Здесь нужны комплексные меры и от нанимателей, и от государства по повышению привлекательности работы перевозчика и улучшению условий его труда – в машинах, на пунктах погрузки-разгрузки, стоянках, резюмирует эксперт рынка грузоперевозок.

>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наш Telegram

Читайте также: 


Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки