В 2023 году цены выросли не на 7–8% по прогнозу, а на 5,8%, заявила заместитель председателя Национального статистического комитета Наталья Тарасюк в ходе пресс-конференции "Ценовая политика в Беларуси: правила и регулирование".
Она также отметила, что увеличение денежных доходов населения было выше роста инфляции.
"В целом потребительский рынок в 2023 году характеризовался стабильностью. Это говорят и цифры, и полка, которую мы видим в объектах торговли. Ассортимент был широчайший, система регулирования, которая внедрена в торговлю в 2022 году, в 2023-м не дала вымыться товарам из наших магазинов", – уверена Наталья Тарасюк.
Руководитель Белстата признала, что был рост цен "на некоторые товары в магазинах", и это "объективная ситуация".
"Подорожали масло оливковое, которое является стопроцентным импортом, свежемороженая рыба, цитрусовые, другие виды фруктов: виноград, бананы и так далее, запчасти к автомобилям, рис", – рассказала чиновница.
Она также заявила, что на некоторые товары цены снизились.
"Произошло достаточно существенное снижение цены на ту же гречку, чай, кофе, растительное масло, картофель", – перечислила Тарасюк.
В Белстате перестали следить за ценами в ручном режиме
Руководитель ведомства также заявила о "позитивных результатах января": рост цен меньше запланированных значений.
"Позитивным также является то, что на потребительском рынке по очень многим товарным позициям произошел рост доли отечественных товаров", – отметила представитель Белстата.
Тарасюк также рассказала, как собирают данные о ценах. Оказалось, что лишь в этом году в Белстате перешли от ручного сбора информации к автоматическому.
Сбором статистических данных по ценам до сих пор занимаются "регистраторы" (более 70 тыс. котировок на 8,5 тыс. объектах в 31 городе страны), но в 2024 году в статистическом ведомстве решили использовать данные АИС ККО – автоматизированной информационной системы контроля кассового оборудования.
Но делается это пока только на пяти крупнейших минских объектах торговли.
Вполне возможно, что теперь у белорусов будет меньше вопросов о данных Белстата по росту цен на те или иные товары.
Не штраф и закрытие магазина, а предупреждение
Активно интересуется розничной торговлей и Комитет госконтроля, представители которого также выступили на пресс-конференции.
За прошлый год КГК было проведено 1145 "проверок и мониторингов", привел статистику заместитель председателя комитета Андрей Лобович.
"Доля субъектов, у которых в 2023 году выявлялись вопросы по ценообразованию по сравнению с 2022 годом, уменьшилась и составила 12%. При почти четверти годом ранее", – рассказал он.
Лобович отметил, что при проверках в основном выявляются нарушения правил торговли (у 48% – нарушения ассортиментных перечней и т.д.) и санитарных норм (42%), в том числе реализация товаров с истекшим сроком годности (18%).
"По итогам проверок 53 субъекта хозяйствования по решению КГК приостанавливали работу, 23 – из-за нарушения дисциплины цен", – привел данные Лобович.
Он отметил, что при этом акцент в работе Комитет госконтроля делается не на закрытия или штрафы, а на предупреждения и недопущение нарушений порядка ценообразования в дальнейшем.
"Порядка 550 рекомендаций было выдано. И надо отметить, что субъекты хозяйствования реагируют оперативно и устраняют замечания и нарушения", – сказал он.
Андрей Лобович также заявил, что в КГК не пойдут по пути МНС, отказавшегося от внезапных проверок.
"Есть основополагающий нормативный документ, регулирующий контрольные действия, – указ №510, регламентирующий формы контроля и полномочия госорганов, методы и способы. План выборочных проверок как составлялся, так и будет составляться", – сказал он.
При этом чиновник заявил, что количество проверок контролирующих органов в целом сократилось.
Куда обращаться, если не нравится новая цена
Представитель КГК также рассказал, куда и как обращаться белорусам, если им показалось, что цена на тот или иной товар резко выросла.
"В комитете существуют короткий номер 191, по которому потребители могут сообщить те или иные сведения. К тому же мы периодически проводим тематические прямые линии, когда граждане могут позвонить и сообщить о завышении цен на те или иные товары", – рассказал чиновник.
Он привел в пример горячую линию по запасным частям к автомобилям – "достаточно болезненной теме для определенного круга наших граждан", а также по хлебобулочным изделиям и товарам к школьному сезону.
"Граждане достаточно активно откликаются на эти формы общения, и, соответственно, по каждому факту комитетом проводятся проверочные мероприятия", – заявил зампред КГК.
Он также рассказал, что обратиться в Комитет госконтроля можно через специальную панель на сайте ведомства, а также в Telegram-канале КГК.
>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber