Личный бренд: что это такое и нужен ли он наемному работнику

Диана Каленик
Рассказываем, как можно значительно упростить поиск нового места тем, кто терпеть не может резюме и собеседования.
Личный бренд: что это такое и нужен ли он наемному работнику
Фото: fizkes / Shutterstock.com

Вокруг понятия "личный бренд" сложилось множество домыслов. Порой кажется, что это очередная попытка "продать воздух".

Вместе с Денисом Потрубейко, карьерным коучем и консультантом, а в прошлом – маркетологом с 25-летним опытом, постарались выяснить, что такое личный бренд на самом деле и нужен ли он специалистам в найме.

Коллаж: Tochka.by

Личный бренд и репутация – одно и то же?

Иногда встречается мнение, что никакого личного бренда нет, а есть репутация или авторитет в конкретной сфере.

Но под этим обычно понимают устойчивое мнение, которое сложилось о человеке у тех, кто лично работал или взаимодействовал с ним. Оно зависит от деловых и личных качеств, успехов, поведения, манеры общения и многого другого.

Как правило, формирование репутации – это неуправляемый процесс. Он требует большого количества времени.

И все равно за пределами узкого круга, ограниченного компанией или даже отделом, человека, как правило, вообще никто не знает, пусть он отличный и уважаемый специалист.

И даже если человек хорошо зарекомендовал себя на предыдущем месте работы, при поиске нового это мало ему поможет. При отклике на вакансию придется все еще проходить через фильтры рекрутеров.

"Когда человеку нужна работа, он вынужден каждый раз рассказывать о себе, много раз отвечать на одни и те же вопросы", – замечает Денис.

Скриншот: linkedin.com

А учитывая, что на вакансию прилетают сотни откликов, ваш запрос рекрутер может вообще не увидеть. И прекрасный специалист с отличной репутацией, который не умеет рассказывать о себе в резюме, профиле LinkedIn и в личном общении, потеряется среди других кандидатов.

Репутация и авторитет тут не помогут, ведь они формируются только у тех, кто уже взаимодействовал с человеком и смог оценить его личные и профессиональные качества.

Из чего складывается личный бренд

Для того чтобы человека узнали за пределами его круга общения, кто-то должен о нем рассказать. И вряд ли это будут другие люди, ведь мы все редко говорим о ком-то, кроме себя.

"Чтобы создать мощный личный бренд, нужны сознательные усилия. Человек должен сам рассказывать о себе и побуждать других это делать", – считает карьерный консультант.

Притом личный бренд – это не про понты, хвастовство или пыль в глаза, как часто думают. Это про желание поделиться своими взглядами и опытом.

Денис считает, что личный бренд состоит из трех частей:

  • то, что человек говорит о себе
  • то, что утверждают о нем другие
  • личный опыт взаимодействия с ним.

Как работает личный бренд в найме

В отличие от репутации личный бренд базируется не только на прошлом человека, его опыте и достижениях. Он направлен в будущее – на то, что люди хотят сделать, какую пользу могут принести, а также сообщает нам об их целях и ценностях.

Скриншот: linkedin.com

Квалифицированных кандидатов много. Из сотен или тысяч резюме, присланных на вакансию, найдется достаточно специалистов, полностью соответствующих требованиям. Как же происходит выбор?

Когда кандидаты отфильтрованы по "твердым навыкам", дальнейший отбор происходит по совпадению ценностей. Работодатель смотрит, насколько комфортно ему будет работать с сотрудником.

Это выясняется в личном общении, на интервью и зависит не только от самого кандидата, но и от того, кто оценивает, собеседует и нанимает. Выбор всегда очень субъективен: непросто проверить совпадение ценностей в течение одного часа.

"Гораздо лучше это проясняется по тому, что и как человек пишет у себя в соцсетях, как выражает свою позицию по разным вопросам, какие ценности и взгляды транслирует. Все это считывается работодателями и клиентами", замечает Денис.

Скриншот: linkedin.com

Того, кто не подходит по образованию и опыту, не возьмут, какой бы сильный личный бренд у него ни был. Но если человек подходит и вызывает симпатию, то его рассмотрят в первую очередь.

Благодаря медийной активности человек расширяет круг тех, кто о нем знает и потенциально хотел бы с ним сотрудничать. Это гораздо эффективнее, чем стучаться с помощью резюме во все двери, а потом доказывать, что ты лучше других кандидатов. Не надо никому ничего доказывать, достаточно быть собой.

"Некоторые джуны вместо того чтобы стучаться в закрытые двери и получать отказы, начали рассказывать о себе в соцсетях – о том, что их волнует, о своих проблемах, о целях и сложностях. Спустя некоторое время им начинали писать работодатели и приглашать на интервью", – утверждает Денис.

Не имея ни достижений, ни репутации, они стали известными и получили не только работу, но и возможность ускоренно развиваться в своей нише.

Плюсы и минусы личного бренда в найме

Некоторые руководители предпочитают не нанимать специалистов с сильным личным брендом и утверждают, что он только вредит. Может быть, все дело в самих руководителях, как и в случае с эйджизмом?

Человек с развитым личным брендом знает себе цену и свои сильные стороны. У него есть выбор, где работать. Он понимает, какую пользу он может принести компании и что хочет получить взамен. Он в состоянии адекватно оценить свою стоимость на рынке и у него нет оснований просить за свою работу меньше.

Скриншот: linkedin.com

В компаниях, где царит культ подчинения, такие люди работать не будут: слишком разные ценности. Работодателю и соискателю нет смысла даже тратить время друг друга. Для человека с развитым личным брендом часть мест просто отсеется из-за несовпадения по ценностям.

Зато найдется много компаний и руководителей, которые разделяют ваши ценности и начнут с удовольствием с вами работать, если вы соответствуете требованиям вакансии.

Скриншот: linkedin.com

"Если у вас есть личный бренд, то для многих компаний вы будете не самым лучшим, а именно тем, который нужен", – уверен Денис.

Люди с развитым личным брендом постоянно получают предложения о сотрудничестве независимо от того, ищут они работу или нет.

За пределами найма

Преимущество развитие личного бренда также в том, что пропадает зависимость от работодателя. Можно начать развивать самостоятельную карьеру параллельно с наймом.

"Если у вас развит личный бренд и вас знают как специалиста, то вы можете легко привлекать не только работодателей, но и клиентов", – считает Денис.

Такой человек может совмещать работу в найме с работой на себя, полностью уйти из найма или вообще сменить сферу деятельности. Ведь добиваться результатов на любом поле гораздо быстрее, когда человека знают и ему доверяют.

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки