Белорусская экономика, которая по итогам пяти месяцев выросла на 5,2%, продолжает замедляться.
Согласно первой оценке валового внутреннего продукта за январь – октябрь 2024 года, объем ВВП в текущих ценах составил Br204,3 млрд, а в сопоставимых – 104,2% к аналогичному периоду прошлого года.
При этом индекс-дефлятор ВВП в январе – октябре 2024-го по отношению к аналогичному периоду предыдущего года составил 109,7%.
В октябре экономика выросла лишь на 2,6%
Напомним, что за семь месяцев белорусский ВВП вырос на 5,5%, а за восемь – на 4,9%, за три квартала – на 4,5%.
При этом если брать в расчет не 10 месяцев, а только октябрь, то прирост составил около 2,6% к октябрю предыдущего года.
Главной причиной продолжающегося торможения роста экономики в октябре стали торговля и сельское хозяйство.
В АПК видимое ухудшение показателей наблюдалось в животноводстве, но и в растениеводстве динамика была неоднозначной. С одной стороны, фиксировался рост урожая кукурузы, но в то же время производство картофеля оказалось ниже средних значений последних лет.
Разгонявшая ВВП оптовая торговля в октябре сильно просела. К примеру, по итогам сентября она выросла на 5,1% (к сентябрю 2023-го), а в октябре – всего на 1,5%.
На этом фоне наблюдается рост складских запасов, что может указывать на ухудшающуюся динамику экспорта белорусских товаров в последние месяцы, что сказалось на сальдо внешнеторгового оборота.
Но главной причиной его ухудшения за три квартала стал резко подскочивший в сентябре импорт из стран вне СНГ.
Белорусы несут деньги в магазины и помогают росту ВВП
Существенным положительным фактором роста ВВП в октябре стал продолжающийся бум потребительской активности: розничная торговля прибавила около 1% к сентябрю. Средний уровень 2021 года превышен уже более чем на 19%, а в непродовольственной рознице – более чем на 30%.
Причин у такого поведения белорусов несколько.
Первая – рост реальных зарплат, несмотря на номинальное падение в последние два месяца. Вторая – повышение закредитованности. Третья – увеличение рекордных показателей потребительской уверенности и активности.
>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber