Весна пришла: на деревьях распускаются почки, на дорогах появляются электросамокаты. Свой флот готовится выкатить и кикшеринговый сервис Whoosh. В этот раз в увеличенном составе – более пяти тысяч единиц. Летом 2022-го начинали с 2,1 тысячи.
В канун запуска очередного сезона журналист Tochka.by поговорил о нюансах развития кикшеринга в Беларуси.
Спойлер: некоторые озвученные ранее негативные прогнозы аналитиков не оправдались. Интерес минчан к электросамокатам увеличивается очень быстро.
Емкость рынка растет
Несколько лет назад объем белорусского рынка кикшеринга оценивали в 15 тыс. единиц. Сейчас анализ Whoosh показывает значительное повышение интереса к электросамокатам среди минчан, причем чаще всего микромобильным транспортом замещают привычный: автобус, машину или метро.
"Несколько лет назад сложился определенный стереотип использования самокатов. Сейчас доля поездок ради так называемых «покатушек» сведена к минимуму. В 83–87% случаев (в зависимости от компании) минчане прибегают к электросамокатам как к части транспортного сценария, чтобы добраться до работы, в поликлинику или на тренировку", – делится данными заместитель директора Whoosh Александр Каледа.
По его мнению, доля необходимых самокатов для Минска недооценена: по сравнению с первыми этапами развития кикшеринга в стране, каждый год круг пользователей арендных самокатов расширяется на 20–30%.
Сейчас свои услуги кикшеринга в Беларуси предлагают пять компаний: Whoosh, Jet, Eleven, Колоbike и BusyFly.
Whoosh работает только в Минске, хотя и тут пока покрыл не все зоны. Не представлены или мало представлены электросамокаты этой компании в Заводском, Партизанском и Центральном районах.
Сейчас специалисты сервиса расширяют покрытие. Например, в этом сезоне полностью "включат" Лошицу.
Культура вождения и ПДД
Если сравнивать с Россией или Казахстаном, в Минске достаточно высокая культура вождения электросамокатов, отмечает руководитель по внешним связям Whoosh Даниил Капцан.
"В городе очень низкий индекс аварийности. По данным нашего аналитического центра, на несколько десятков тысяч поездок приходится один инцидент. Аварийность на электросамокатах в разы ниже, чем на автомобилях", – приводит статистику Даниил.
Интересно, что уверенность в управлении электросамокатом у пользователя появляется после третьей поездки на этом транспорте.
"Для всех наших самокатов действует ограничение по скорости до 25 км/ч. Дополнительно для начинающих пользователей мы разработали режим новичка, при выставлении которого максимальная скорость ограничивается не 25 км/ч, а 15 км/ч. После трех первых поездок 99% новых пользователей чувствуют себя комфортно во время управления самокатом", – объясняет представитель компании.
Несмотря на это, хейт в сторону водителей самокатов все еще присутствует в обществе. Но это скоро изменится, уверен Даниил.
"Могу представить, что уже через год-полтора ситуация станет другой. Все же индустрия развивается очень стремительно. А людей, которые еще ни разу не вставали на электросамокат (следовательно, не знают, что от него ожидать) становится все меньше. Так, в 2023 году каждый десятый житель Минска совершил поездку на электросамокате Whoosh", – подчеркивает собеседник.
Серьезным шагом стало и определение электросамокатов как средств персональной мобильности в правилах дорожного движения, уверены в Whoosh.
"На мой взгляд, очень хорошо, что самокатчиков вытеснили с дороги, оставили их в зоне тротуаров. У самоката очень низкая видимость и слышимость, и водителям авто часто трудно заметить этот двухколесный транспорт. Вероятность дорожного происшествия с самокатом именно на автомагистрали повышается", – обращает внимание Даниил.
Безопасность и конфиденциальность данных
Всем пользователям самокатов следует запомнить несколько простых правил: не ездить на средствах персональной мобильности вдвоем (а это частая беда минчан), не передавать управление несовершеннолетним и следовать завету "пешеход всегда прав". Именно такие нормы перечисляют в кикшеринговой компании.
В сервисном приложении Whoosh хранится вся история жизни каждого электросамоката. Компания видит, где и когда ездил транспорт, в зашифрованном виде хранятся и данные пользователей самоката.
Шлемы и медленные зоны
Не везде в Минске можно воспользоваться электросамокатом. При въезде в такие зоны пользователя предупредят о пересечении запрещенного для движения пространства.
"Существуют и медленные зоны. Например, в Минске есть предприятие, на котором работает очень много людей с нарушениями зрения. Поэтому там у нас ограничение по скорости. Я считаю, это отличная практика", – говорит Даниил.
В качестве дополнительного средства обеспечения безопасности в нескольких городах (компания представлена не только в Беларуси, но также в России и Казахстане) сервис тестирует введение шлемов. Пока аналитика показывает, что пользуются ими далеко не все. Сейчас нововведение носит тестовый характер.
Штрафы
У сервиса кикшеринга существует своя система наказаний для неоднократных нарушителей. Так, за поездку вдвоем на самокате, за передачу вождения ребенку или за нарушения ПДД придется заплатить Br200. Если же средства каким-либо образом испортят, сумма штрафа увеличится до Br400.
Что касается административной ответственности, то, так как водителей самокатов приравнивают к пешеходам, за нарушения ПДД им может грозить штраф от одной до трех базовых величин (Br40–120).
Если же "водитель" впервые преступает правила и признает свою вину, то его могут только предупредить.
>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber