В Комитете госконтроля решили промониторить состояние дорог в стране, "не выходя из кабинета", и открыли телефонную линию. Белорусы завалили контролеров жалобами.
Как сообщил заместитель начальника главного управления контроля за работой отраслей сферы материального производства Комитета государственного контроля Олег Кунделев, после того как белорусы узнали, что на дорожников можно пожаловаться в КГК, телефон горячей линии буквально раскалился: за три рабочих дня поступило около полутысячи звонков.
Плохих дорог много
Чиновник рассказал, что отечественные автолюбители звонили на горячую линию не переставая – каждый час поступало несколько десятков обращений от возмущенных белорусов.
"В результате мы узнали, что как раз на республиканских и местных асфальтированных дорогах более-менее порядок, по крайней мере претензий у людей к этим дорогам не так много. Проблема – дороги без асфальтного либо цементобетонного покрытия, то есть там, где нужно проводить грейдирование, профилирование. Обращения по таким дорогам составили 70–80% всего объема", – привела БелТА заявление Олега Кунделева.
Чиновник заверил, что в ходе трехдневного марафона жалоб "все было систематизировано и упорядочено по областям, с отдельными облисполкомами был налажен обмен фотографиями для подтверждения обращений.
По статистике ГАИ, за последние 2,5 года из-за состояния дорог или ненадлежащего их содержания случилось более полусотни ДТП со смертельным исходом либо травмированием людей.
Ранее министр транспорта и коммуникаций Алексей Ляхнович заявил, что в Беларуси "дороги в нормальном состоянии" и такого результата удалось добиться благодаря переформатированию финансирования с реконструкции и новых строек на текущий ремонт.
Западные фонды перестали ремонтировать белорусские дороги
По словам Романа Головченко, из-за того, что ЕС и различные западные фонды перестали давать деньги на ремонт белорусских дорог, придется резко увеличить затраты по этой статье расходов. Но… в следующем году.
Если ранее в Беларуси масштабные инфраструктурные автодорожные объекты строились в основном за деньги западных партнеров, то после прекращения финансирования ЕС и международными фондами это бремя легло на бюджет.
В апреле в телеинтервью ОНТ Роман Головченко заявил, что только Евросоюз выделял около $900 млн на строительство и реконструкцию дорог в Беларуси. И обвинил Запад в том, что в результате введенных в отношении властей Беларуси санкций он отказался от финансирования этих проектов.
"А это ни много ни мало $900 млн. И часть из них была брошена просто. Ну ладно, там, где не начали. Например, несколько дорог у нас было спланировано с Европейским банком реконструкции и развития. Они их не начали. А были проекты, которые начали и бросили", – пожаловался тогда чиновник.
В 2022 году в Министерстве транспорта признали, что из-за западных санкций появились сложности в строительстве и ремонте белорусских дорог и мостов. Сделано это было на фоне постоянных обрушений мостовых сооружений, в том числе и в Минске, где рухнул путепровод на Немиге, мост на МКАД. Было проведено несколько масштабных реконструкций "уставших" мостов.
Бюджетных денег уйдет в 2,5 раза больше
Как отмечал Головченко 21 июля 2023-го, в этом году пришлось серьезно увеличить финансирование, и только на ремонт республиканских и местных дорог будет потрачено как минимум Br1,2 млрд.
"Это значительная сумма. Сейчас изыскиваем средства, чтобы нарастить это финансирование, еще больше сделать и сформировать задел на следующий год", – заявил он.
Тогда же глава Совмина подтвердил, что многие дороги пришли в негодное состояние, и пообещал, что в 2024 году на текущий ремонт будет потрачено больше денег, чем ранее.
"В этом году мы увеличили затраты с Br900 млн до Br1,4 млрд на ремонт и реконструкцию дорог. В 2024 году эта сумма будет еще увеличена – до Br2,2 млрд", – заявил чиновник, слова которого приводила пресс-служба Совмина.
Таким образом, по сравнению с прошлым годом бюджетных денег будет потрачено в 2,5 раза больше.
>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber