
Белорусы любят кофе – это факт. Множество открывающихся кафе – тому подтверждение.
Но что сейчас происходит на рынке? Как меняется потребление кофе белорусами? Вячеслав Жадан, совладелец и управляющий партнер компании Roast.by, рассказал про ее путь и прокомментировал ситуацию с этим напитком в мире и в нашей стране.

Компания Roast начала свой путь в 2010 году как семейный бизнес, который основали Вячеслав Жадан, его брат Дмитрий и их отец Александр. Сперва они занимались продажей итальянского кофе в офисы и предоставляли клиентам автоматические кофемашины.
Однако стремление к более глубокому пониманию продукта привело к решению освоить обжарку кофе самостоятельно. В 2011 году команда начала экспериментировать на арендуемых площадках, потом купили здание под Минском и оборудование. В 2013-м Roast представила рынку свой первый продукт.
"Чем больше вникали во все тонкости и вопросы, тем понятнее становилось: тут много нюансов. Это со стороны кажется: закинул в ростер зеленый кофе и получил готовый продукт", – рассказывает Вячеслав.
Для повышения квалификации он прошел обучение у компании Sandalj в Италии. Оно включало теоретические и практические занятия, а также экзамены под руководством сертифицированных тренеров.

"Это был как второй университет. Мы учились у разных обжарщиков, технологов, пробовали, ошибались, покупали и продавали. Но главное – не сдавались", – признается Вячеслав.
В 2014 году компания открыла собственный завод по обжарке кофе в Червенском районе. К 2016-му был запущен интернет-магазин. Тогда же открылась первая кофейня в Минске.
"Переубедить рынок было сложно. Фраза «Мы обжариваем кофе в Беларуси» едва ли воспринималась всерьез: тогда на нашем рынке доминировали итальянские бренды", – делится впечатлениями Вячеслав.

Roast работает с сотнями кофеен, ресторанами, офисами и крупными клиентами.
За сухими числами стоит система: дистрибуция, контроль качества, лаборатория, штат тренеров и своя логистика.
Новое направление – дрип-пакеты
В конце 2024 года у Roast.by появилось новое направление – дрип-пакеты. Это индивидуальные фильтр-пакеты с порцией свежемолотого кофе, которые позволяют заварить напиток прямо в чашке и использовать только горячую воду.
"Этот формат пришел к нам из Японии. Популярность дрип-пакеты завоевали благодаря своей простоте и удобству. Они отлично подходят для путешествий, офиса или дома, когда хочется насладиться качественным кофе без лишних хлопот", – рассказывает Вячеслав.

Вячеслав считает, что на такой формат продукта есть растущий спрос и этот сегмент будет удваиваться каждый год.
Что происходит на рынке кофе
Узнали у Вячеслава, что происходит на мировом рынке кофе и нужно ли ждать еще большего его подорожания.
"С начала прошлого года арабика подорожала на 120%, а в текущем, 2025 году цена выросла еще на 30%. У этого есть причины: потребление кофе в мире растет, а урожай по разным причинам уменьшается", – объясняет он.

"Кофе будет и дальше дорожать. Радует, что это будет происходить не сразу: у компаний, которые обжаривают кофе, всегда есть какой-то запас на складе, что-то в пути. Но для всего кофейного рынка это просто шоковая терапия", – утверждает эксперт.
Возможно, вы и сами заметили, что стоимость пачки кофе сильно подорожала. Например, на рынке за 500 г арабики просят от Br30 до Br35. А 200 г свежеобжаренного кофе у обжарщиков стоят около Br20.
Как развивается кофейная культура в Беларуси
Потребление кофе в Беларуси растет. Вячеславу сложно оценить это в статистике, ведь четкой аналитики нет. Но если в 2018 году средний белорус выпивал за год около 700 г кофе, то сейчас эксперт оценил бы этот показатель в 1–1,2 кг.
Что же касается развития рынка, то у нас открывается много кофеен на любой вкус – как небольших и уютных на 50 "квадратов", так и достаточно просторных на все 150 мест. В Беларуси действуют около 10 кофейных франшиз разного формата и увеличивается количество обжарщиков. Это тоже расширяет предложение.

Вячеслав склонен считать, что тренд потребления этого напитка в кофейнях будет расти. Так, подрастает молодое поколение, которое присоединяется к любителям кофе. Для них норма назначать встречи в кафе, а утром забегать за стаканчиком горячего напитка. Люди постарше чаще пьют кофе дома, к тому же не в таких количествах, как молодежь.