Во Дворце искусства открылся фестиваль искусств "Арт-Минск 2023". Картины, DJ и тусовка на месте, но уже нет лихости и задора хотя бы трехлетней давности. Еще в 2020-м тут был свой особый вайб. За это время выставка лишилась нескольких перспективных авторов, а следом и большей части своей энергетики.
Tochka.by побывала на открытии фестиваля. Рассказываем, на какие работы стоит посмотреть, если у вас сильна тяга к современному белорусскому искусству.
Остатки былой роскоши
"Ну что, можно потихоньку начинать", – командует звукорежиссер диджею, когда первые посетители заходят в открытие залы.
Молоденькая DJ заметно волнуется, публика-то специфическая – ценители искусства.
На самом заметном месте Алеся Скоробогатая. Молодежь критикует ее за гиперреализм, который им малоинтересен. Но художница продолжает стоять на своем. У Скоробогатой не отнять самого главного – ее работы всегда узнаваемы и привлекают внимание.
В верности своим традициям с ней может поспорить разве что Алесь Богданов. Он снова дает серию белорусских полей – и делает это хорошо.
Гнет свою линию и Евгений Шадко – вырывает своих персонажей из личных историй. На "Арт-Минск 2023" он дал две свои работы: датированную 2020 годом "daybreak" и "The Destroyed Room"(2022).
Чем не биеннале?
За актуальные мировые тенденции отвечают Наталья Пичушкина, Милана Карпович и Полина Корзун-Фомченко. Их работы прямо пропитаны духом последнего Венецианского биеннале. Тут все, как принято там: женские мотивы, рукоделие и традиционные ремесла.
Белоруски вслед за всем передовым миром ставят вопрос различия между декоративным творчеством и произведением искусства, добавляя в это женские и народные мотивы.
Дорогу молодым
Из года в год арт-дилеры присматриваются к талантливой молодежи: кто из них может выстрелить. Самое стремительное развитие, пожалуй, на "Арт-Минске" демонстрирует Анастасия Чадий.
Каждый раз эта девушка из Мозыря старается найти новый поворот и технику. Вслед за маслом и темперой, теперь она освоила керамику. И снова, все как любят на главных мировых площадках: народные традиции, ремесло и женские мотивы. И у Чадий полная гармония с этим.
Без политики
Прошлогодний "Арт-Минск" запомнился скандалом – с выставки сняли работы ряда художников. Среди "пострадавших" оказались Александр Бельский, Надежда Леонович, Кирилл Хлопов, Анна Силивончик и ряд других заметных имен. До сих пор так и нет внятного ответа на вопрос: что тогда произошло?
В 2020-м "Арт-Минск" был довольно политизирован, чуть ли не в половине работ художники выплескивали на холст повестку. Годом позже натренированный взгляд мог рассмотреть лишь полунамеки. А затем организаторы решили всю политику подчистить. Нет ее и на этот раз – даже между мазков кисти.
Под "раздачу" в 2022-м попала и Елизавета Хихлушка. На Арт-Минск 2023 она единственная из "отверженных", кто выставил свои работы.
Хихлушка несколько месяцев провела в Париже. Теперь вместо серых минских многоэтажек у нее в героях французский стрит-арт. Хотя тоска по Родине заметно проскакивает.
Стерильность и сервильность
"Арт-Минск" в 2023 году не дает поводов ни для скандалов, ни даже для сколь-нибудь серьезных обсуждений. Фестиваль с прошлого года потерял несколько авторов, а отбор стал более сервильным.
Лучше других всю атмосферу нынешнего фестиваля передает триптих "Чистое искусство" Виктора Сенькова: три белых полотна с подписью автора (дерево, холст, акриловый грунт, тушь).
Наивно даже предполагать, что хоть что-то из Арт-Минск 2023 попадет когда-либо в MoMA, Tate Modern или Центр Помпиду. Для современного искусства все слишком холостое – напитаться новыми идеями не получится. Разве что присмотреть себе что-нибудь в гостиную.
>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber