Много абсурда: белорусы – о том, почему не любят религиозные праздники и ритуалы

Николай Смирнов
Журналист Tochka.by поговорил с белорусами (женский и мужской взгляд), которые не понимают и не принимают религиозные праздники. Они привели много доводов в пользу своей позиции.
Много абсурда: белорусы – о том, почему не любят религиозные праздники и ритуалы
Фото: Salivanchuk Semen/Shutterstock.com

По понятным причинам мы не будем называть имена собеседников. Обозначим их условно Адам и Ева. Также сразу нужно оговориться, что портал Tochka.by ни в коем случае не хочет задеть чувства верующих.

Просто напоминаем, что у неверующих тоже есть чувства, и предоставляем им возможность высказаться.

Специально публикуем этот текст после Пасхи, чтобы не портить никому настроение. Он выходит накануне Радуницы, которая, по религиозным меркам, тоже считается праздником.

Наши герои ничего не имеют против того, чтобы люди приводили в порядок могилы и чтили своих родственников, но задаются вопросом, почему для этого нужен какой-то специальный день.

К Пасхе и Рождеству все резко становятся верующими

О плюсах и минусах любого явления можно спорить бесконечно. Для кого-то календарь праздников – стимул что-то делать: не было бы установленного порядка, ничего бы и не происходило. Хотя можно заметить, что многие стараются расчистить могилы задолго до Радуницы, избегая излишней людности в день "икс".

Одного Адам не понимает точно – зачем на кладбище устраивать обед и пить алкоголь. Да, это связано с традициями. Предки верили, что именно на Радуницу их умершие родственники могли принять участие в трапезе.

Но по этой логике нельзя отказываться от любых устоев, сформированных людьми, которые жили много лет назад – без цифрового мира и возможностей получить образование.

Пасха или Рождество приводит собеседника к глобальному диссонансу: почему люди думают о праведности, только когда велит церковь. Как, например, можно быть религиозным человеком и употреблять алкоголь, сквернословить и проявлять в светской жизни не самые лучшие качества?

Задав такой вопрос верующему, Адам получил в ответ "все мы грешны" и мнение о возможности снять груз ответственности исповедью.

Фото: Kenny Eliason/Unsplash
Выглядит, как индульгенция на право грешить, иначе, в чем смысл неоднократного покаяния. Грехи ведь делают из человека того, кто он есть на самом деле.

И нельзя избавиться от них иллюзией, что если ты кому-то рассказал об этом, то можно продолжать грешить дальше. И почему вообще исповедь, определенная как добровольное признание в совершенных грехах перед богом, проводится перед человеком?

У Адама много вопросов. Что помимо покраски яиц делают люди на Пасху (которая длится больше, чем один день)? Многие ли соблюдают пост по всем правилам? Ходят ли в храмы каждое воскресенье? Для нашего героя происходящее в "особенные" дни выглядит, как желание людей не стать праведными, а показать себя таковыми перед другими.

Еще собеседник обратил внимание, как под систему религиозных праздников подстраивается масс-маркет: от куличей до искусственных цветов и религиозных атрибутов.

И чем больше искусственных цветов на могиле, тем больше заметно, что люди не забывают о родственниках. Как будто, если человек не будет соблюдать установленные правила, он как-то неправильно празднует Пасху.

Никогда не получала ответы на вопросы

Ева родилась в семье, где родители были воспитаны в разных направлениях христианства: православие и католицизм. С абсурдом приходилось сталкивалась в равной степени и с той, и с другой стороны.

Фото: ANNA GRANT/Shutterstock.com
Она не хочет делать акцент на конкретной ветке христианства, чтобы не противопоставлять ее другой. Просто так сложилось в силу проживания в регионе, где преобладала одна из конфессий.

Естественно, детей в храм водили взрослые. И Ева, будучи ребенком, не всегда хотела идти на воскресную службу. Однако в качестве меры принуждения малышей заманивали шантажом или угрозой: если пойдешь, то получишь что-то сладкое, или наоборот – откажешься, то будешь наказана.

Собеседница спрашивала у бабушки с дедушкой, зачем ходить на службу. И всегда слышала только "надо ходить и молиться", но почему – никто так и не объяснил.

Как-то по воле взрослых Ева попала на лекцию по изучению библии. В конце служительница предложила задавать вопросы, кому что-то непонятно. Ева подняла руку и спросила: если у первых мужчины и женщины было два сына, то как продолжился человеческий род.

"Девочка, садись! Дети, пришло время петь", – замяла монахиня логичный вопрос ребенка, которому не было и 10 лет.

У Евы возникло устойчивое чувство унижения в присутствии других детей и их родителей, будто она задала неправильный вопрос и чем-то оскорбила окружающих.

Поневоле станешь атеистом

Ева вспоминает одну показательную историю. В 1990-е через религиозные институты часто предлагалась гуманитарная помощь. И однажды детям раздавали обувь с условием вступления в кружок при костеле.

Собеседница записалась, чтобы получить заветные ботинки, но на кружок не ходила. А потом рассказала об этом на исповеди, на которую ее привели взрослые. В детском сознании четко сформировалась картина: какую неловкость испытывал ксендз, слушая рассказ маленькой девочки, которую хитростью заманили в религиозный кружок и заставили обманывать.

Кстати, нужного размера не нашлось, ботинки Ева принесла маме, и та с удовольствием носила их не один год.

Служители церкви, по воспоминаниям собеседницы, часто улыбались, когда слушали исповеди детей. У нее, теперь как у взрослого человека, возникает ко всем вопрос: чем могли так согрешить еще неокрепшие умы?

Фото: LightField Studios/Shutterstock.com
Несколько раз наша героиня, как и некоторые другие дети, теряла сознание во время службы из-за нехватки свежего воздуха.

Так и остается открытым вопрос повзрослевшей Евы: зачем мучать детей и продолжать их водить в костел или церковь, если они не выдерживают это физически (и морально)?

Родители оставляют ребенка без выбора

Адам и Ева едины в недоумении, как можно крестить маленького ребенка, доверяя незнакомому человеку, который будет окунать его в воду.

Для собеседников более логично, когда люди проходят обряд крещения в сознательном возрасте, хотя приходилось сталкиваться с тем, как подобное решение 60-летнего мужчины у других вызывало насмешку.

Вера – это не обязанность, а убежденность, которая имеет больше оснований для умудренного опытом человека.

Оба собеседника подчеркнули, что ничего не имеют против веры. Каждый человек волен выбирать, как проводить время, во что погружаться, чем увлекаться или интересоваться в жизни.

Фото: OLGA_SOROKA/Shutterstock.com
Но это должна быть полностью сформировавшаяся личность, сама принимающая решения, а не младенец, у которого никто ни о чем не спрашивал.

Не лучше ли больше внимания уделять живым

По мнению Адама, многие традиции, которым люди следуют сегодня, так или иначе тянут в прошлое и тормозят прогресс. Людям, конечно, может быть лень развиваться. Но не лучше ли больше внимания уделять живым?

Для собеседника, например, более объяснимы профессиональные праздники, которые чтят людей, приносящих пользу обществу здесь и сейчас.

Есть День матери, который заставляет обратиться к своему главному предку, пока он еще жив. И желательно это делать чаще, чем один-два раза в год. Или День защиты детей напоминает о более насущных проблемах, чем необходимость устроить трапезу с умершими родственниками.

Фото: Maksim Sirotin1/Shutterstock.com
Люди выбирают удобные для себя каноны и, в зависимости от ситуации, в равной степени могут следовать языческим обрядам, религиозным устоям или светским радостям жизни. Делят время и пространство так, как выгодно в конкретный момент.

Адам представляет, какое негодование вызовут у верующих его мысли, хотя подобного не должно быть ни при каких обстоятельствах. Ведь истинно религиозный человек будет сохранять спокойствие и принимать ближнего своего со всеми его "недостатками". Не так ли?

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки