Десять лет назад в Беларуси появились электронные дневники – когда оценки, расписание занятий и домашнее задание можно посмотреть онлайн на одном сайте. Но цифровой документ, который казался нужным и удобным для всех, до сих пор толком не работает.
Мало где эти самые электронные дневники заполняются своевременно и в полном объеме. Очень часто такая ситуация складывается не по вине учителей. Разбирались в проблеме с родителями, педагогами и Министерством образования.
"Компьютеров мало, и те не всегда подключены к сети"
В школе детей Максима (имя изменено по просьбе героя, его контакты есть в редакции) с этого года к электронным дневникам стали относиться серьезнее. На родительском собрании уточнили: в учреждении назначат ответственного педагога, который и будет следить за своевременной заполняемостью цифрового документа.
Только это не очень помогло: по словам Максима, в школе большие вопросы с подключением к интернету, да и компьютеров в учреждении немного.
"И те не всегда подключены к сети. Учителя же говорят, что дома заполнять электронные дневники им не разрешают, только в школе", – отмечает Максим.
Некоторые педагоги (преимущественно те, кто постарше) цифровой документ и вовсе не ведут, говорит наш герой.
"По идее, электронный дневник – это как классный журнал, там выставляются оценки, и родители могут предугадать, какие результаты будут в конце четверти. Это очень хорошо. Даже хитрости детей не пройдут – в электронном дневнике все видно. Так что задумка хорошая, но исполнение хромает", – заключает Максим.
Есть в электронном дневнике и платная версия. При ее покупке родители получают доступ к дополнительному онлайн-контролю отметок, к сервису контроля успеваемости, экспертной оценке пробелов в обучении, им рассылают предупреждения о грядущих контрольных и самостоятельных работах и так далее.
Стоит это Br85 за учебный год, есть тарифы и на более короткий срок. Правда, уверен Максим, толку в этом будет мало: ведь вся система строится на своевременном и полном заполнении дневника учителями, а с этим часто возникают вопросы.
Учитель же младшего ребенка не торопится давать доступ к электронному дневнику, сначала планирует наладить систему, чтобы не вызывать у родителей лишние вопросы.
"Сложно вовремя выставлять оценки и из-за насыщенной программы"
Есть проблема с заполнением электронных дневников и у Елены (имя изменено по просьбе героини), дети которой учатся в другой минской школе. Виной всему та же причина – в кабинетах не налажено подключение к интернету. И это в Минске.
"Где-то плохо ловит, а куда-то сигнал не проходит совсем. Так, учителям приходится заполнять электронные дневники или дома, или через личные мобильные устройства", – рассказывает Елена.
Получается, что весь смысл цифрового документа теряется, уверена женщина, ведь прогнозного показателя по оценкам родители не видят вплоть до последней недели четверти, когда зачастую и выставляют все непроставленные ранее отметки.
"Учителям может быть сложно вовремя выставлять оценки и из-за насыщенной учебной программы. После замены диктанта на изложение в экзаменах девятиклассников в нашей школе пятиклассники стали писать работы по двум языкам и математике каждую неделю. Конечно, проверить все это учителям могло быть непросто", – отмечает Елена.
Собеседница мечтает, что система заполнения электронных дневников наладится, а бумажные дневники уйдут в прошлое – так будет лучше и для детей, и для их родителей.
Что говорят учителя
Мы пообщались с опытным педагогом региональной школы, который также ведет электронный дневник. Собеседник пожелал остаться анонимным, но подробно рассказал, как этот процесс организован в его школе.
Занятость у педагога высокая. Часто с работы возвращается только к 20 часам, а на следующий день к восьми снова в школу.
"Нагрузка на учителей сейчас большая – не хватает кадров. Поэтому у многих педагогов нет возможности вести электронный дневник каждый день", – подчеркивает педагог.
Тем более документов, которые и так нужно заполнять, у педагога хватает: обязательный бумажный дневник, журнал, тетрадь с собственными пометками о долгах и заслугах учеников и так далее.
Все успевать нелегко, признается педагог, но старается изо всех сил.
Электронный дневник заполняет раз в неделю, когда все проверочные работы уже написаны.
Основное время на ведение интернет-документов уходит на внесение в них календарно-тематического планирования. Наш собеседник обычно делает это на каникулах. Таким образом экономя рабочее время.
"Тогда во время занятий остается заполнить только графу с домашними занятиями и отметками", – говорит наш герой.
Эту работу предпочитает делать дома, хотя некоторые коллеги заполняют дневники на личных телефонах.
"Есть возможность пойти и в компьютерный класс. Все компьютеры у нас подключены к интернету. Но мне этот формат неудобен: я поздно освобождаюсь, когда классы в основном закрыты", – признается педагог.
По словам собеседника, родители учеников чаще всего заглядывают в бумажный дневник. Как альтернатива ему – созданные чаты в соцсетях. Электронные же дневники просматривают реже всего.
"Мои российские коллеги, с которыми я общаюсь, говорят, что у них [в школе. – Tochka.by] электронные дневники отменили спустя один год после введения. У нас же пока о таком не идет речь", – делится учитель.
Для нашего собеседника электронные дневники – это лишняя и не особо полезная работа: уходит много времени, а родители к электронным документам обращаются не так часто.
Бумажный дневник – обязательный, электронный – нет
Чтобы расставить все точки над "i", мы обратились в Минобразования.
Электронные дневники и журналы используются в Беларуси порядка 10 лет, отмечают в министерстве. При этом их ведение не является обязательным, подчеркивают там.
Решение об их использовании принимается локально только директором по согласованию с родителями учеников. Таким образом, обязательной формой дневников/журналов является только бумажный носитель.
"На текущий момент более 43% школ по всей стране используют онлайн-сервис "Электронный дневник/журнал". Но в то же время для использования данных сервисов обязательно учитываются и технические возможности школ", – подчеркивают в ведомстве.
При этом, по данным Минобразования, около 97% школ обладают скоростью передачи данных через интернет, которая позволяет обеспечить бесперебойный доступ ко всем ресурсам (отдельные выделенные сети, оптоволокно и т.д.), из них 55% школ обладают высокоскоростной технологией передачи данных.
"Вместе с тем педагог может вносить отметки в электронный дневник/журнал не только с компьютера учреждения образования, но и с любого другого устройства, которое имеет доступ к сети", – уточняет ведомство.
Своевременность же внесения отметок в электронный дневник специалисты Минобразования связывают с оперативностью конкретного педагога.
>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber