Анна (имя изменено, контакты есть в редакции) сразу оговорилась, что переехала в Польшу хоть и с семьей, но не на пустое место. Собеседница работает в IT-компании, которая помогла получить визу PBH (Poland business harbor). И в данном региональном центре порядок цен, в том числе на аренду жилья, ниже, чем в Варшаве, Гданьске или Кракове. Поэтому при всех сложностях обустроиться несколько легче.
Также наша героиня начала готовиться заранее и изучала информацию, в частности, о детских садах, чтобы максимально быстро устроить ребенка для социализации. Анна говорит, что доскональная подготовка не избавит от непредвиденных обстоятельств. Например, нужно быть морально готовым к заполнению многочисленных документов.
Квартиру нашли через таксиста
Белоруска призналась, что найти квартиру планировала быстрее, чем получилось. Правда, в ее случае, вероятно, это оказалось относительно проще, чем могло быть у других.
Собеседница искала жилое помещение с тремя комнатами, чтобы отдельная была у ребенка, а еще одну можно было обустроить под домашний офис. Трудно судить, сколько стоило такое жилье раньше, но вписаться в желаемый бюджет было непросто, особенно с учетом вероятной комиссии агентов – ранее приехавших белорусов.
В качестве платы за свои услуги риелторы берут месячную стоимость аренды. Еще нужно в соразмерной сумме заплатить возвратный залог ("кауцию"), который в случае чего покроет порчу имущества. Если все останется, как и было, эти деньги вернут при съезде. Кроме того, сразу нужно оплатить коммуналку ("чынш"), ее пересчитывают раз в полгода (в декабре и июле) и при необходимости арендатор либо получает остаток (переносит на следующий месяц), либо доплачивает недостающую разницу.
Для большего понимания Анна привела пример. Они ездили на просмотр квартиры стоимостью 2600 злотых (около $650). Столько же надо было заплатить агенту и в качестве залога, плюс 700 злотых ($175) предоплаты за коммунальные услуги. В итоге выходила сумма в 8500 (2600+2600+2600+700) злотых ($2110) – сложно подъемная для семьи с маленьким ребенком, которой нужны деньги на дальнейшее обустройство.
Платить $650 за "воздух" (услугу риелтора, который нашел объявление на всем доступном сайте и связал с хозяином) не хотелось. Это кажется более актуальным при дистанционном поиске квартиры еще до переезда и абсолютном непонимании польского. Но теоретически белорусская "мова" и язык жестов могут довести до Варшавы.
Анне найти квартиру помог случай. Ввиду отсутствия жилья ей с семьей приходилось менять апартаменты (сутки проживания обходились от 170 до 200 злотых), поскольку найти сразу на долгий период в ту неделю оказалось непросто. Но при очередном переезде белорусов с чемоданами забрал таксист, в разговоре с которым на ломаном польском языке всплыла тема поиска жилья. Водитель позвонил знакомым, которые как раз заканчивали ремонт, нужно было только подождать несколько дней.
Это трехкомнатная квартира в старом жилом фонде (напоминает "хрущевку"), но обновленная и с весьма ухоженным подъездом. Сам дом располагается близко к центру в районе ул. Сенкевича, примерно в километре от пешеходной улицы и главных достопримечательностей Белостока. Аренда обходится в 2000 злотых ($500) со стандартной коммуналкой в 700 злотых ($175).
Еще собеседница отмечает, как им повезло с хозяйкой, которая сама предложила сходить в местный "ужонд" (управление) и оформить "песель" – личный идентификационный номер (такой есть в белорусском паспорте), который в данном случае выдали на основе договора об аренде.
Легко запутаться в документах
В Польше нужно заполнять большое количество документов. И Анна пока не может однозначно сказать – хорошо это или плохо. С одной стороны, все пройденные процедуры в дальнейшем увеличивают вероятность максимальной легализации в стране. С другой, оформление бумаг утомляет и в этом процессе несложно запутаться. Не всегда понятно, зачем нужно дублировать одну и ту же информацию, вплоть до девичьей фамилии матери.
В то же время, в Польше много социальных "плюшек", в том числе для иностранцев, которые трудоустроены официально. Например, через ЗУС (управление социального страхования) можно запрашивать ежемесячное пособие в 500 злотых ($125) для ребенка до 18 лет. С 2024 года польские власти анонсировали увеличение данной социальной выплаты до 800 злотых ($200).
Еще на 300 злотых ($75) родители могут претендовать в качестве разовой выплаты в дальнейшем для подготовки ребенка к школе.
Перед устройством на работу все обязаны пройти медобследование в специальной клинике (что-то вроде оформления справки на права, только с меньшим количеством врачей и, соответственно, гораздо быстрее). Особое внимание Анны обратила на себя усиленная проверка зрения.
В Польше нет привязки работника к банку. Он вправе выбрать любой для оформления счета, на который наниматель будет перечислять зарплату. К слову, ее обязаны выплачивать в последний день отработанного месяца.
Несколько запутанным кажется налогообложение, размер которого зависит от суммы ежегодного дохода и даже от возраста (для работников до 26 лет налоги ниже). У Анны этот вопрос решает работодатель, правда, за определенный период нужно будет предоставлять отчет.
В каждом садике есть русскоязычный ребенок
Директор одного из детских садов рассказала, что сейчас в любом подобном учреждении можно встретить детей из Беларуси или Украины. И это тоже палка о двух концах. С одной стороны, детям проще адаптироваться на новом месте, с другой – процесс привыкания к новой стране и языку может затянуться. Впрочем, воспитатели разговаривают на польском и, как правило, понимают русский.
Ни в одном государственном детском саду около дома мест не оказалось. Анна с мужем нашли частный в 15-ти минутах ходьбы, где предусмотрено изучение польского и белорусского языков. Также аргументом стало наличие детской площадки на огороженной территории и собственная кухня (детсад находится в здании школы).
Ежемесячно садик будет обходиться в 350 злотых ($88). Дополнительно вносится такой же разовый платеж (за карандаши и пластилин) и еще 165 злотых за книжки-разукрашки.
Питание (завтрак, обед и полдник) стоит 18 злотых (меньше $5) в день. Если по каким-то причинам ребенок ходить не будет, платить за еду не нужно.
Уже сейчас Анна с супругом задумываются о школе. В шесть лет дети в Польше идут в так называемые "зерувки" ("нулевки"), а в семь становятся первоклашками. То есть обязательное базовое образование, как и в РБ, длится 9 лет, но заканчивается восьмым классом.
Списки в школы формируются до конца зимы. В отличие от садика общеобразовательные учреждения привязаны к месту жительства. И это вызывает наибольше беспокойство, поскольку неизвестно, где Анна с семьей окажется через год. А менять коллектив, к которому ребенок может привыкнуть в "зерувке", не хочется.
По убеждению собеседницы, переезд в другую страну не может быть простым, когда бы он не состоялся: 10 лет назад, в 2020-м или сейчас. В любом случае все только начинается.
>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber