Деревня Кресты в Россонском районе – в 300 км от столицы. Все село растянулось вдоль одной-единственной улицы. Но и селом его назвать сложно: только ветхие и пустующие дома, заросшие дворы, участки с полуразваленными хатами, которые сельсовет продает за одну базовую.
В самом начале деревни, поближе к лесу, стоит домик, который выбивается из общей картины покинутой деревни. Он – живой: во дворе слышен детский смех. Четыре года назад эту хатку за $500 купила тогда еще не многодетная семья Морозовых.
Алена и Слава решили: пора менять панельку в столичной Каменной Горке на свой домик в тихой местности. И с тех пор ни разу не пожалели. Живут они фактически на хуторе (до единственной бабушки-соседки – километр), среди леса, рукой подать до речки.
О причинах переезда, жизни вдали от цивилизации и ремонте своего домика на хуторе супруги рассказали Tochka.by.
Мечта за $500
Алена никогда не жила в деревне, но всегда мечтала о своем домике. А вот Слава, наоборот, в столице обитал всего пару лет – он не городской житель. Взгляды совпали – и пара серьезно задумалась о переезде.
"Мы познакомились на работе, оба были на руководящих должностях. И там наш брак, мягко говоря, не одобрили, даже ставили условие, чтобы кто-то один уволился. Было очень стрессово, плюс я не могла забеременеть, уже даже смирились с этим. На фоне всего этого решили просто поехать посмотреть, какие дома продают", – начинает рассказ Алена.
В душу запал маленький уютный дом почти у самой границы с Россией. Правда, цена была для Морозовых неподъемная: $10 тыс. Но местность понравилась, поэтому другую недвижимость потом стали присматривать неподалеку.
В итоге все сложилось как нельзя лучше: на работе, с которой супругов не хотели увольнять, после решения суда даже отпустили с компенсацией. Конечно, на дом мечты все равно не хватало, но это было уже что-то.
"Поехали снова смотреть дома, конечно, за такую сумму, вдалеке от столицы. На третий раз увидели эту хатку. Я поняла: это она. Хотя, все было хуже, чем на фото", – говорит Алена.
Действительно, ветхая недвижимость была далеко не домиком мечты: прогнившие полы, полуразрушенная печь, вопросы по фундаменту и стенам. Но девушка видела, что из этого дома можно сделать: представляла вид цветущего сада из окна, лес практически за двором и огромную светлую комнату.
"Продавец долго не мог продать этот дом, поэтому уступил нам и отдал его за Br1200 – тогда это было $500. Муж оценил предстоящий ремонт и решил, что справится. Я уехала паковать чемоданы в Минск", – вспоминает Алена.
Сделай сам
Денег было немного, поэтому каждый пункт расходов был подробно расписан. Делали все максимально своими силами. Вячеслав по специальности маляр-штукатур плюс строитель, поэтому со многими работами был знаком, а если нет, то быстро учился по роликам в интернете. Не было ничего из инструментов и материалов – многое нужно было купить.
Нижний ряд срубов частично подгнил – пришлось их менять, что-то достали из старой бани. Сняли обои и гипсокартон, все обтесали и оставили на виду красивые бревна, покрыв их светлой краской. Полы перестелили – время их не пощадило.
"Сын старший немного был в шоке, но потом привык. Через две недели мы уже переехали. У нас было целое лето, чтобы подготовиться к холодам", – рассказывает героиня.
Все отопление – лишь печка. Алена признается, что раньше вообще не знала, как ею пользоваться, но быстро научилась. А восстановил ее муж: пришлось повозиться, но в итоге все получилось идеально. В планах, конечно, установить котел.
В планах – расширение. Через три месяца после переезда в деревню Алена узнала, что в семье скоро будет пополнение... А потом родился и четвертый малыш.
Жизнь в глуши
Ближайшая соседка Морозовых живет в километре. Из окон смотришь – лес. Лоси проложили тропинку по старой деревенской дороге. Иногда пробегают мимо волки, лисы, зайцы.
"Сидишь утром, пьешь кофе, смотришь в окно – а там заяц белый по снежку скачет. Мы, как дети, до сих пор радуемся таким вещам", – говорят Морозовы.
"Мы же долго в городе жили. В первое время так вообще летом спали на раскладушках в саду – такая атмосфера непередаваемая. Шашлыки в любую погоду. Летом речка, зимой санки – настоящее детство у детей", – хвастаются супруги.
"Мы же адекватные родители, не собирались просто увезти детей в глушь. Старший сын в Минске учится, дочь – школьница. За ней приезжает автобус, есть у нее кружки, секции и время с друзьями, пока после уроков ждут транспорт. Развлечений хватает, тут скучно не бывает", – говорит мама.
Новая-старая деревня
Кстати, семья Морозовых старается благоустроить не только свой дом, но и навести порядок в опустевшей деревне. Потихоньку расчищают замусоренные канавы – местные когда-то устроили в них мини-свалки. Приводят в порядок пустые бесхозные участки, расчищают лесополосу, за которой никто не следит, а бурелом появляется частенько – это еще и экономия на дровах.
Новые соседи здесь вряд ли появятся: пригодных для жизни домов всего один-другой, остальное – под снос. Да и не все решатся сменить городскую жизнь на сельскую. Но Морозовы не теряют надежды вдохнуть жизнь в свою маленькую деревню, где нашли домик своей мечты.
>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber