Те, кто следил за шоу "Голос", конечно же, запомнили самого авторитетного, матерого, строгого, иногда сентиментального члена жюри – Александра Градского.
С коллегами он порой вступал в жесткие дискуссии, исполнителей оценивал, как правило, критически, но именно участники его команды чаще всего побеждали в шоу.
"Голос" далеко не главный проект в жизни Градского. Александр Борисович – личность легендарная, многогранная. Певец, мультиинструменталист, автор песен, поэт, композитор. Считается одним из основоположников русского рока.
Tochka.by вспоминает незаурядного человека, которому 3 ноября исполнилось бы 75 лет.
Почему Фрадкин стал Градским
Переломным для Александра стал 1963 год, когда умерла его мать. Ей было всего 34 года. По признанию музыканта, мама была для него даже не музой, а барометром и человеком, который являлся во всем примером. В память о ней сын решил сменить фамилию отца (Фрадкин) на материнскую.
Жил Александр после смерти матери не с отцом, а переехал к бабушке. Она всю свою жизнь опекала любимого внука, называвшего Марию Ивановну "бабушкой русского рока".
После школы Александр поступил в Российскую академию музыки имени Гнесиных на факультет академического пения. Спустя некоторое время продолжил обучение в Московской консерватории.
Любопытно, что через несколько лет после выпуска Градский поработал преподавателем в Гнесинке, а уже в 1990-х годах стал профессором и заведующим кафедрой вокала в ГИТИСе.
Как начиналась творческая биография Градского
Еще в 14-летнем возрасте Александр начал петь в группе "Тараканы", состоявшей из польских студентов МГУ. Затем организовал студенческую группу "Скоморохи", которая исполняла собственные композиции. Параллельно подрабатывал в "Скифах" и "Лос Панчос".
В 1971 году "Скоморохов" пригласили на Всесоюзный фестиваль "Серебряные струны". Из восьми призов конкурса музыканты забрали шесть.
Градский работал также саксофонистом в Донецкой филармонии, пел в ансамбле "Веселые ребята", исполнил несколько композиций для альбома композитора Давида Тухманова "Как прекрасен мир".
Творческим прорывом в биографии Александра считается работа над музыкой и песнями к кинофильму Андрея Кончаловского "Романс о влюбленных". Картина вышла на экраны в 1974 году. Особую популярность обрела "Песня о птицах". Фильм имел большой успех, о молодом композиторе и исполнителе заговорили повсеместно.
В 1975-м лондонский журнал Music Week учредил премию для лучших музыкантов европейских стран. "Звездой года" за 1974-й от СССР был назван Александр Градский.
Что было визиткой Градского
Самый мощный взлет произошел у Градского в 1976 году после выхода на широкий экран фильма режиссера Юрия Борецкого "Моя любовь на третьем курсе".
Картину о том, как студенты возводят школу в одном из целинных совхозов, вряд ли помнит широкая публика. А вот песню "Как молоды мы были" в исполнении Александра Градского наверняка знают если не все, то очень многие.
Изначально предполагалось, что петь в фильме будет Елена Камбурова, но звукорежиссер, знавший Градского по совместной работе над фильмом "Романс о влюбленных", предложил Александру попробовать исполнить "Как молоды мы были". Исключительно в качестве эксперимента.
Музыкант сказал, что нужно согласие Пахмутовой. При встрече он попросил у композитора посмотреть партитуру, чем удивил Александру Николаевну. А потом еще и предложил изменить тональность третьего куплета, подняв ее на целую октаву.
Это было, конечно, дерзко, но Пахмутова согласилась, оговорившись, что это будет высоковато для исполнителя. Но он справился.
В результате в фильме у песни два исполнителя: вначале – лирическая версия Камбуровой, в конце – мощный вариант Градского.
Эта песня на многие годы стала визитной карточкой Александра Борисовича. С ней он стал лауреатом фестиваля "Песня-77", именно ее чаще всего просили исполнить на концертах Градского.
"Как молоды мы были" пели затем Иосиф Кобзон, Дмитрий Хворостовский, Людмила Гурченко, Эдита Пьеха, Тамара Гвердцители, Николай Караченцов, Альберт Асадуллин, "Хор Турецкого". Каждый делал это по-своему интересно, но для миллионов слушателей исполнение Александра Градского все равно оставалось любимым.
Основные достижения Градского
Палитра произведений, созданных Александром Борисовичем, очень яркая.
Он, к примеру, написал цикл композиций на стихи Роберта Бернса и Уильяма Шекспира – этакую энциклопедию рок-стилей: от блюза до рок-н-ролла.
В 1985 году Александр Градский и поэтесса Маргарита Пушкина завершили запись первой советской рок-оперы "Стадион", над которой авторы работали около 10 лет.
В 1988-м Градский исполнил партию Звездочета в опере Николая Римского-Корсакова "Золотой петушок" на сцене Государственного академического Большого театра.
В том же году попал в США. Выступал в "Карнеги-холле". Пел с такими звездами, как Шарль Азнавур, Лайза Миннелли, Джон Данвер, Крис Кристофферсон, Дайон Уорвик, Сэмми Дэвис.
В конце 1980-х годов Градский написал музыку к балетам "Человек", "Распутин" и "Еврейская баллада". Первый был поставлен в Киевском государственном детском музыкальном театре, остальные – в Театре балета на льду.
На радиостанции "Юность" вел программу "Хит-парад Александра Градского".
Поставил два музыкальных фильма: "Антиперестроечный блюз" и "ЖивЬем в России".
В 2009 году была записана рок-опера "Мастер и Маргарита" на музыку Александра Градского. Он же исполнил арии Мастера, Иешуа Га-Ноцри, Воланда и Кота Бегемота.
Градский является автором более 200 песен. Он выпустил несколько десятков музыкальных альбомов. Некоторые из них – это вокальные сюиты (1980 – "Русские песни", 1987 – "Сатиры" на стихи Саши Черного, 1988 – "Ностальгия" на стихи Владимира Набокова).
Автор музыки более чем к 40 художественным, нескольким десяткам документальных и мультипликационных фильмов.
В 2014 году открыл в Москве собственный музыкальный театр "Градский Холл", строительство которого шло более 20 лет.
Александр Градский и Беларусь
Градский неоднократно приезжал с концертами в Беларусь. Местная публика всегда встречала его тепло и сердечно.
В самом начале своей творческой биографии, в 1968 году, он играл в вокально-инструментальном ансамбле "Сувенир" Гомельской областной филармонии. Вместе с Градским в "Сувенире" тогда выступали Александр Буйнов и Анатолий Ярмоленко.
Тогда же Градский работал аккомпаниатором у актрисы Татьяны Окуневской.
"Это было замечательное время. Помню Речицу – прекрасное место. Город Жлобин, где на въезде стояла огромная картина, изображавшая свинарку с кривыми руками и обрубленного поросенка. На картине было написано: «Жлобпромторг выполнит свой план». Я запомнил это на всю жизнь!" – вспоминал Градский.
С концертами коллектив объездил многие уголки Беларуси: Брест, Витебск, Гомель, Мозырь, Жлобин. Тогда же Градский познакомился с Владимиром Мулявиным, о творчестве которого всегда отзывался с огромным уважением.
Самое непосредственное отношение Александр Градский имел и к созданию картины Михаила Пташука "В августе 44-го...", снятой на киностудии "Беларусьфильм".
В титрах Градский указан не только как композитор, но и как один из звукорежиссеров, а также исполнитель партий на гитаре, скрипке и ударных.
Часть инструментальной музыки, написанной Александром Градским для фильма, не вошла в картину. В том числе и оркестровая трактовка мелодии, использованной в финальной песне "Маятник качнется – сердце замирает...".
Затем была некоторая пауза в творчестве мастера, которая прервалась приглашением в телепроект "Голос".
Последние два выпуска программы с участием Александра Борисовича были записаны за пару недель до его ухода. Шоу того сезона не было остановлено после смерти мэтра и было завершено в память о нем. Победил тогда воспитанник Градского.
>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber