С полуночи 23 марта 2024 года польская сторона ввела запрет на вывоз в Беларусь автомобилей, купленных в странах Евросоюза, с объемом двигателя более 1,9 литра, а также машин дороже €50 тыс. Об этом предупреждают представители автомобильного бизнеса и Таможенные органы Беларуси в своем Telegram.
Польская сторона не выдает экспортные декларации на транспортные средства, а также не пропускает авто с экспортными бумагами стран ЕС.
Как рассказали в компании Westmotors, для вывоза таких автомобилей необходимо предоставить разрешительный документ от завода-изготовителя о возможности экспорта машины в ЕАЭС.
В случае, если такие справки будут предоставлены, их отправят в полицию на проверку подлинности, а лиц с такими документами предупредят об уголовной ответственности за подделку официальных бумаг. И только после этого возможен пропуск авто через польско-белорусскую границу.
По мнению представителей автомобильного бизнеса Беларуси, такие документы в большинстве случаев будут отсутствовать, так как индивидуальный ввоз транспорта не имеет никакого отношения к бренду-производителю. Кроме того, как бизнес, так и частные лица зачастую ввозят бывшие в употреблении автомобили, купленные на различных европейских площадках.
В распространившихся в сети объявлениях с пункта пропуска "Тересполь" польская сторона разъяснила введение запрета.
Польские власти ссылаются на статью 3h регламента №833/2014 Евросоюза, запрещающую продажу предметов роскоши в Россию или для использования там. Недавние поправки, внесенные Регламентом Совета ЕС №2024/745 от 23 февраля в рамках 13-го пакета санкций, ужесточили этот запрет.
Таким образом Польша пытается пресечь обход санкций, используемый российскими и белорусскими компаниями для получения товаров под санкциями через Беларусь и Россию. Поляки активизировали механизм контроля за контрагентами.
За нарушение закона о санкциях предусмотрены серьезные наказания, включая конфискацию товаров и тюремное заключение. Эта запретительная мера будет действовать до 1 апреля 2024 года, после чего появятся официальные разъяснения.
Вместе с тем, как отметили представители автобизнеса, транспортные средства, купленные в США, доставленные по морю в порт Клайпеды и следующие транзитом через Евросоюз в Беларусь, не будут "развернуты" на границе.
Сокращение числа пунктов пропуска
Напомним, с 1 марта Литва закрыла два пункта пропуска – "Лаворишкес" ("Котловка") и "Райгардас" ("Привалка"), через которые шли легковые автомобили.
На оставшихся КПП "Каменный Лог"/"Мядининкай" и "Бенякони"/"Шальчининкай" запретили пересечение границы пешеходам и велосипедистам.
Возможность попасть в Литву на поезде Минск – Калининград также закрыли. Посадка и высадка пассажиров на ж/д станциях Кяна и Кибартай приостановлена.
Затронули изменения и регулярные рейсы. Количество разрешений белорусским и литовским перевозчикам также сократят. Нерегулярный транспорт с числом мест девять и больше теперь также обязан иметь разрешение.
Таким образом, у белорусов осталось только четыре действующих погранперехода в сторону ЕС: "Каменный Лог"/"Мядининкай" (Литва), "Бенякони"/"Шальчининкай" (Литва). "Григоровщина"/"Патарниеки" (Латвия), "Брест"/ "Тересполь" (Польша).
>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber