Для возведения жилого дома под крышу человеку по закону дается около восьми лет, из которых непосредственно строительство может длиться не более пяти.
Вместе с тем случается, что участки зарастают бурьяном или их владельцы ограничиваются постройкой только фундамента дома, отмечает официальный журнал КГК "Государственный контроль: анализ, практика, комментарии" (№ 3, 2023).
Эта ситуация не остается без внимания контролирующих органов.
Указ № 87 выполняется с нарушениями
Результаты проверки КГК показывают, что в стране до сих пор должным образом не налажена работа по выявлению и изъятию у граждан земельных участков и расположенных на них недостроенных жилых домов, сроки строительства которых истекли.
Выявлять такие долгострои должны местные органы власти.
Эта обязанность возложена на них по указу № 87 от 7 февраля 2006 года "О некоторых мерах по сокращению не завершенных строительством незаконсервированных жилых домов, дач".
Учет долгостроев ведется бессистемно
В 2022 году Комитет госконтроля выявил 695 земельных участков, на которых превышены сроки завершения строительства жилых домов – во всех случаях местные исполкомы не приняли необходимых мер реагирования.
При этом учет не завершенных строительством жилых домов и дач местные исполкомы зачастую ведут бессистемно, в произвольной форме, а сведения практически повсеместно недостаточно полны и объективны.
Более того, некоторые исполкомы до сих пор не создали комиссии по обследованию территорий для выявления таких долгостроев.
Модуль по учету работает не везде
Лишь в Могилевской области для районных и городских исполкомов разработан программный модуль "Учет объектов строительства", который позволяет отслеживать истекающие сроки строительства конкретных жилых домов.
Правда, используют этот модуль только несколько исполкомов, и то не в полной мере, отмечает журнал КГК "Государственный контроль: анализ, практика, комментарии".
Например, в Бобруйском райисполкоме в модуль не вносят все недостроенные дома и пустующие на территории района участки.
Из-за отсутствия достоверного учета местные исполкомы не принимают своевременных мер по понуждению застройщиков завершить строительство жилых домов, а также по изъятию не завершенных строительством домов, сроки постройки которых истекли.
Так, в Ивацевичском райисполкоме не были учтены сведения о шести не завершенных строительством жилых домах, расположенных на территории района.
Граждане выдают бытовки за дома…
Все чаще контролеры выявляют случаи, когда застройщики возводят бытовки, сараи и выдают их за достроенные жилые дома, чтобы избежать распространения на них сроков строительства.
Так, в деревне Виноградовка Бобруйского района на трех земельных участках землепользователи с 2015 года возвели деревянные постройки без окон, обшитые металлопрофилем.
В учете райисполкома указанные "дома" числятся завершенными строительством. При этом на одном из участков также ведется строительство полноценного капитального дома.
Аналогичным образом с 2013 года возводится жилой дом в деревне Сычково Бобруйского района. На начало мая 2023 года на участке расположен сарай, обшитый необрезной доской, который застройщик называет домом.
В то же время на этом участке строится капитальный двухэтажный объект, который застройщик преподносит как баню.
Даже по тем объектам строительства, о которых известно местным органам власти, не всегда принимаются необходимые меры реагирования.
Так, в Ивацевичском районе в отношении 81 недостроенного дома не приняты такие меры.
…и недоплачивают налоги
Отсутствие в местных органах власти объективной площади не завершенного строительством жилого дома позволяет его собственникам представлять в территориальные налоговые органы для расчета налога на недвижимость сведения о меньшей (чем фактическая) площади жилья.
На это обращает внимание журнал КГК "Государственный контроль: анализ, практика, комментарии".
Например, в деревне Щатково Бобруйского района собственник дома по 3-му Юбилейному переулку уплачивает налог на недвижимость за недостроенный жилой дом из расчета за 65 кв. м. Хотя площадь расположенного на участке двухэтажного жилого дома ориентировочно в три раза больше заявленной.
Более того, даже при наличии у исполкома достоверных сведений о не завершенных строительством жилых домах, имеющих фундамент, стены, крышу, в течение длительного времени до ввода их в эксплуатацию и госрегистрации не обеспечивается взыскание налога на недвижимость.
В ходе выборочного обследования районов индивидуального жилищного строительства в Гомеле, Калинковичах и Речице Комитет госконтроля в 2022 году установил более 60 возведенных индивидуальных жилых домов (имеют фундамент, стены, крышу), сведения о которых в территориальных налоговых органах отсутствовали и налог на недвижимость за которые не взимался.
В текущем году только в Могилеве выявлено более 260 аналогичных фактов.
Строительство жилых домов: нужен новый документ
В связи с выявленными нарушениями КГК направил в Совет министров предложение разработать на базе указа № 87 комплексный нормативный правовой акт, который будет регулировать все вопросы, связанные со строительством жилых домов: начиная с госрегистрации земельного участка и заканчивая госрегистрацией жилого дома.
Как напоминает журнал КГК "Государственный контроль: анализ, практика, комментарии", указ № 87 определяет трехлетний срок строительства индивидуального жилого дома, а также механизм изъятия не завершенного строительством в установленный срок дома.
При этом указ № 87 предусматривает право однократного своевременного продления срока строительства не более чем на два года, а также консервацию (приостановление строительства) не завершенного строительством объекта на период до трех лет. Завершением строительства жилого дома или дачи считается возведение фундамента, стен и крыши этих строений независимо от ввода их в эксплуатацию.
>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber