Лиллехаммер-94: вспоминаем первую Олимпиаду для суверенной Беларуси

Владимир Савич
О надеждах и разочарованиях рассказывают белорусские журналисты, которые освещали Игры.
Лиллехаммер-94: вспоминаем первую Олимпиаду для суверенной Беларуси
Фото: Роберт Максимов / ТАСС

В норвежском Лиллехаммере 30 лет назад открылись особо значимые для Беларуси Олимпийские игры. Впервые наша команда представляла независимое государство.

О том, как это было, корреспондент портала Tochka.by поговорил со свидетелями тех событий: Владимиром Новицким и Еленой Данильченко. Они единственные белорусские журналисты, работавшие на той Олимпиаде. Новицкий был командирован как представитель телевидения, Данильченко – от газеты "Физкультурник Белоруссии" (сейчас – "Спортивная панорама").

Объять необъятное

В 1992 году спортсмены новообразованных после распада СССР государств выступали объединенной командой СНГ. Так было на летних Играх в Барселоне и зимних – в Альбервиле. После чего произошло окончательное размежевание.

"О том, что Беларусь получила право участвовать в Играх, стало известно только в 1993 году. Времени до стартов оставалось совсем немного", – вспомнила Елена Данильченко.

Оба собеседника рассказали, что перед поездкой в Лиллехаммер чрезвычайно волновались. Понимали, что на них ложится огромная ответственность: зафиксировать во всех подробностях дебют белорусов на Олимпийских играх.

"Мы, конечно же, осознавали, что будем участвовать в поистине историческом событии для нашего молодого государства", – поделился Владимир Новицкий.

Владимир Новицкий и Елена Данильченко. Фото предоставлено В.Новицким

Беларусь тогда не обладала правом на телетрансляции из Лиллехаммера, и для соотечественников хронологию всех событий могли зафиксировать лишь Новицкий и Данильченко. Он выполнял роль видеооператора, она – корреспондента. Брала микрофон, задавала вопросы, а потом еще писала материалы для газеты.

Это сейчас информация разлетается через интернет практически в онлайн-режиме, а тогда еще и факсов в редакциях не было.

"Я писала тексты от руки, а потом по полтора, а то и по два часа диктовала их по телефону в редакцию. Работали много и напряженно. Ели на ходу, спали по два-три часа", – рассказала Елена Данильченко.

Можно ли работать на Олимпиаде без разрешения

С телевизионной техникой тоже возникли проблемы. Профессиональная камера тогда была громоздкой и очень тяжелой. Таскать ее весь день – сомнительное удовольствие. Да и кто доверил бы дорогостоящую аппаратуру не видеооператору? Облегченную полупрофессиональную камеру Владимир Новицкий одолжил у тренера по воднолыжному спорту Виктора Новожилова.

"Из-за отсутствия телеправ мне нельзя было снимать на спортивных аренах, но до поры до времени я как-то умудрялся маскироваться", – поделился Новицкий.

Однажды на конькобежном стадионе бдительные службы обратили внимание, что на камере нет специальной наклейки. Аппаратуру изъяли, грозились лишить Новицкого аккредитации. Конфликт получилось уладить, но больше журналист не рисковал.

Не скрывая гордости, он рассказал, что вместе с Еленой Данильченко они записали интервью со всеми без исключения белорусскими спортсменами и тренерами. Делать это приходилось за пределами стадионов.

Удивили норвежские болельщики

По словам собеседников, организация Игр была на высочайшем уровне. Норвежцы сделали все возможное, чтобы гости остались довольны их страной.

"На спортивных объектах все было устроено удобно, функционально. Транспортное сообщение между ними наладили безукоризненное. Волонтеры всегда знали ответ на любой вопрос и готовы были справиться с любой проблемой. Никогда и нигде позже с подобным я не сталкивалась", – отметила Елена Данильченко.

Елена Данильченко берет интервью у биатлонистки Ирины Кокуевой. Фото предоставлено Е.Данильченко

Больше всего она впечатлилась норвежскими болельщиками: "Во-первых, их было очень много. Вдоль биатлонной и лыжной трасс они стояли плотно, в несколько рядов. Мороз утром порой опускался до -30°C, и было неизвестно, дадут ли старт. Но люди разводили костры и терпеливо ждали. Во-вторых, норвежцы действительно хорошо разбираются в зимних видах спорта. Они так искренне и страстно поддерживали участников Олимпиады, что просто зависть брала!"

Кто был флагоносцем в Лиллехаммере

Беларусь в Лиллехаммере представляли 33 спортсмена в 7 видах спорта: биатлоне, фристайле, лыжных гонках, конькобежном спорте, лыжном двоеборье, прыжках с трамплина и фигурном катании. Последний из перечисленных примечателен тем, что за Беларусь в паре с Самвелом Гезаляном тогда выступала Татьяна Навка.

Фото: С.Чистяков / Фотохроника ТАСС

Флаг на церемонии открытия нес чемпион Олимпийских игр в Альбервиле биатлонист Евгений Редькин.

Елена Данильченко подчеркнула, что лидеры команды были заряжены не просто на участие и борьбу – непременно на победу. Им хотелось, чтобы на первых Играх такого формата непременно прозвучал гимн Республики Беларусь.

"Спортсменов никто специально не настраивал, не накачивал призывами и лозунгами. Этого не требовалось", – отметила собеседница.

Как на Олимпиаде можно перегореть

На той Олимпиаде несколько раз фортуна отворачивалась от белорусов буквально в последний момент. В шаге от пьедестале наши спортсмены останавливались шесть раз.

Так случилось с Алексеем Парфенковым, выступавшим в лыжной акробатике. До этого он несколько раз побеждал на этапах Кубка мира и явно претендовал на олимпийскую медаль. К тому же у белоруса на тот момент была едва ли не самая сложная программа в мире.

Все поначалу складывалось удачно: Алексей блестяще выступил в квалификации, заняв первое место. Но тогда финалы впервые проводили не сразу, а через два дня, и это сослужило дурную службу нашему спортсмену.

Как вспомнил Владимир Новицкий, многие пророчили Парфенкову исключительно золотую медаль, твердили, что она у него едва ли не на шее уже висит. Тренеры старались оградить подопечного от подобных разговоров, но сделать это было практически невозможно.

Владимир Новицкий. Фото предоставлено В.Новицким

В решающий момент Алексей почему-то перестраховался: заявил второй прыжок чуть попроще. И упал.

Данильченко вспомнила, что перед решающими прыжками Парфенков был вообще без эмоций. Никакого блеска в глазах, куда-то исчез кураж. Возможно, человек просто перегорел, не сумел настроиться. Психологов в команде не было.

Почему на Олимпиаде спортсменов покидают силы

Не менее драматично сложилась эстафетная гонка у биатлонистов. В состав команды тогда входили Виктор Майгуров, Игорь Хохряков, Олег Рыженков и Александр Попов. У Попова к тому моменту уже было обидное четвертое место в индивидуальной гонке на 20 км, и наверняка именно он куда больше других членов квартета мечтал о медали.

На дистанцию партнеры по команде отправили его седьмым. После последней стрельбы Попов был третьим, и, казалось, что бронза точно будет у белорусов. Увы, обладатель Кубка мира Патрис Байи-Сален все-таки обошел Попова на спуске.

"До сих пор перед глазами стоит картинка, как Александр тогда переживал из-за четвертого места. Он толком не мог объяснить, что случилось на последнем отрезке гонки и почему у него сил не хватило, чтобы добежать быстрее француза. Это было очень обидно и больно", – поделилась Данильченко.

Новицкий допустил вероятность, что у соперников лыжи скользили лучше: "В нашей команде подбирали мазь, смазывали и обкатывали лыжи сами же тренеры: Виктор Корчагин и Константин Вайгин. У норвежцев бригада сервисменов насчитывала 12 человек, как, примерно, и в других сборных".

Золото было так близко

Медали из Лиллехаммера белорусы все же привезли. Дебют оказался успешным, и это было значимо для всей страны.

Первым спортсменом в истории суверенной Беларуси, который завоевал олимпийскую награду, стал именитый конькобежец Игорь Железовский. К тому времени он был шестикратным чемпионом мира в спринтерском многоборье и бронзовым призером Олимпиады-1988.

На дистанции 1000 м Железовскому не было равных уже несколько лет. На 500-метровке доминировал американец Дэн Дженсен. Оба после норвежской Олимпиады собирались уйти из спорта. Оба в Норвегию прилетели за золотом. Каждый за своим.

"Игоря постоянно тренировал главный тренер СССР, а потом и России Валерий Муратов. Перед Лиллехаммером ему запретили работать с белорусом. Дескать, нечего конкурента готовить. Вполне вероятно, что вынужденное расставание осложнило подготовку Игоря к главным стартам", – поделилась соображениями Елена Данильченко.

Фото: С.Чистяков / Фотохроника ТАСС

На "пятисотку" наш соотечественник особо не настраивался, для него это была своего рода разгонная дистанция. Победу прогнозировали Дженсену. А у того случился сбой, американец пробежал очень плохо.

Так что выяснять отношения сильнейшим конькобежцам планеты пришлось на дистанции 1000 м. У обоих мотивация зашкаливала.

По жребию Железовский стартовал раньше Дженсена. Бежал по нелюбимому большому кругу. Возможно, какие-то нюансы в технике прохождения поворотов сказались. Но это потом специалисты разбирали. А тогда белорус установил новый олимпийский рекорд.

"Перед стартом американца мое сердце как будто замерло, – поделилась Елена Данильченко. – Пожалуй, никто не ожидал, даже он сам, но Дженсен все же опередил Железовского на... 0,29 секунды, установив новый мировой рекорд".

Белорусские журналисты не очень рассчитывали, что Железовский согласится на интервью после ускользнувшего золота, но спортсмен приятно удивил.

"В микс-зоне его ждали американские журналисты с дорогими видеокамерами, но, заметив нас, Игорь сказал, что сначала пообщается с соотечественниками. Мы были "вооружены" простенькими диктофонами", – вспомнила Данильченко.

А был ли технический сбой?

Еще одну медаль завоевала биатлонистка Светлана Парамыгина.

Вокруг ее выступления на ОИ-1994 ходили всякие пересуды. В индивидуальной гонке на 15 км белоруска финишировала четвертой из-за четырех промахов на огневом рубеже. Первое место досталось канадке Мириам Бедар. Ну и ладно.

Но после гонки к белорусам вдруг пожаловали канадские телевизионщики и рассказали, что усмотрели на видео: якобы Парамыгина промахнулась лишь дважды, но из-за какой-то технической неполадки мишени не закрылись.

Подхватив посреди ночи Светлану, белорусские чиновники отправились смотреть видеозапись. Можно только представить, какой нервной выдалась тогда ночка для Парамыгиной.

Елена Данильченко и руководитель НОК Беларуси Владимир Рыженков. Фото предоставлено Е.Данильченко

Итог просмотра: бездоказательно. Как и то, что канадцы тогда строили хитроумные козни против нашей биатлонистки. Но, как говорится, есть нюансы.

Светлане после такой встряски нужно было выходить на новый старт – спринтерскую гонку 7,5 км. Она просто неслась по трассе, правда, допустила два промаха.

Парамыгина проиграла представительнице Канады Мириам Бедар 1,1 секунды. Третье место заняла украинка Валентина Цербе-Нессина, уступив белоруске лишь 0,1 секунды.

Новицкий вспомнил: "Когда девушки вечером поднимались на пьедестал, было уже темно. От света прожекторов медали переливались, и я сказал: "Как здорово! Беларусь и Украина вместе на пьедестале почета". Светлана ответила: "И глаза девушек блестят, как медали".

После возвращения в Минск Владимир Новицкий подготовил три 40-минутных видеофильма об Олимпиаде в Лиллехаммере, где собраны уникальные кадры о поистине историческом для нашей страны событии.

Увидят ли белорусы Игры в 2024-м и 2026-м

Чтобы там ни говорили о важности Всемирных игр дружбы, Игр стран БРИКС или СНГ, Олимпиада все равно остается самым важным спортивным собитием для всего человечества.

С 26 июля по 11 августа 2024 года людские взоры будут прикованы к Парижу, где пройдет летняя Олимпиада, а с 6 по 22 февраля 2026-го – к Милану и Кортина-д’Ампеццо, где состоятся зимние Игры.

Отправятся ли туда представители Беларуси, а если да, то на каких условиях, до сих пор доподлинно неизвестно. В отношении нашей страны и России действует жесткий бан со стороны Международного олимпийского комитета.

Если полноценное участие в главных стартах четырехлетия не состоится, будем жить воспоминаниями и надеждой.

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки