Едва ли не большую тревогу, чем военный конфликт в Украине, у многих сегодня вызывает победное шествие по планете искусственного интеллекта. Почитаешь забугорные медиа и уже не понимаешь, чего мир боится больше – того, что ВВ захватит Киев или того, что ИИ захватит вообще все. А последнее, как считают иные эксперты, куда более вероятно.
Лучшие умы человечества уже бьют в набат. На днях более тысячи специалистов – а среди них, на минуточку, гендиректор SpaceX, Tesla и Twitter Илон Маск, сооснователь корпорации Apple Стив Возняк, автор книги "Sapiens: Краткая история человечества" Юваль Ной Харари и многие другие – подписали открытое письмо с призывом приостановить разработку ИИ.
Умы заявили, что более мощные нейросети, чем те, что уже имеются, могут нести опасность для цивилизации, поэтому разработчикам следует взять шестимесячную паузу в исследованиях и заняться созданием протоколов безопасности.
"Эта пауза должна быть всеобщей и контролируемой, и в ней должны участвовать все ключевые участники. Если такую паузу нельзя установить быстро, то правительства должны вмешаться и ввести мораторий", – заявили подписанты, добавив, что "мощные системы искусственного интеллекта следует разрабатывать только тогда, когда мы уверены, что их эффекты будут положительными, а риски управляемыми".
Иной читатель может подумать, что дядьки просто обкурились травы на пару с Маском. Или приняли близко к сердцу новый фильм Гая Ричи "Операция Фортуна", где речь идет как раз об искусственном интеллекте, способном свергать правительства и развязывать ядерные войны.
Не, ну правда! Диктатурой искусственного интеллекта нас пугают едва ли не со времен первых ЭВМ, хотя человечеству пока что сильней докучают диктатуры естественных, так сказать, интеллектов.
Это еще не Матрица
Искусственный интеллект – тема сложная и масштабная. Вряд ли в рамках одной колонки можно обрисовать все ее аспекты. Но отдельные – таки можно.
Для начала разберемся в терминах. Понятие "искусственный интеллект" (Artificial Intelligence – AI) означает программу, созданную для решения конкретной проблемы или предоставления некой услуги. Такие системы, как, скажем, популярные нынче ChatGPT или Lensa – это классический AI. Они умеют генерировать тексты или картинки, но не умеют самостоятельно учиться прочим задачам.
А вот "искусственный интеллект общего назначения" (Artificial General Intelligence – AGI) – это уже система, способная самостоятельно выполнять большинство задач, на которые способен сам человек. Есть ещё понятие "искусственный супер-интеллект" (Artificial Super Intelligence – ASI) – модель, превосходящая интеллектуальные возможности любого из людей и способная моментально решать задачи любой сложности.
Ни AGI, ни тем более ASI, еще не созданы – и именно о них в научном сообществе ведутся сейчас активные дебаты: можно ли их создать и нужно ли создавать вообще.
Между тем специалисты считают, что даже развитие обычного, "узкопрофильного" ИИ может привести к серьезным потрясениям на рынке труда и лишить рабочих мест около 300 миллионов человек. По оценке экспертов инвестиционного банка Goldman Sachs, примерно 18% нынешних производственных процессов могут быть автоматизированы уже в ближайшее время.
Причем последствия этого будут сильнее ощущаться в странах с развитой экономикой, чем в развивающихся. С наибольшей угрозой потери работы столкнутся "белые воротнички" – административные работники, юристы и другие специалисты, не занимающиеся физическим трудом: ИИ будет способен выполнять до 46% задач в административном секторе и до 44% в юриспруденции.
Без человека никуда
Стремление автоматизировать производственные процессы было свойственно человеку всегда – по большому счету, еще с изобретения колеса. В Средние века повсюду строились ветряные мельницы, автоматизировавшие процесс размола зерна. В 19-м веке началось бурное внедрение в производственные процессы машин, ну а в 20-м, с появлением компьютеров, автоматизация и вовсе вышла на новый уровень.
И да, поначалу все это сопровождалось сокращением рабочих мест, а то и вовсе исчезновением целых профессий. Возник даже такой термин как "технологическая безработица". Причем, в былые дни люди реагировали на нее куда энергичнее, чем в наши – вспомним хотя бы движение луддитов, громивших машины, которые лишали работы людей.
Но очень скоро люди поняли, что технологические новшества приводят лишь к временному сокращению рабочих мест. В долгосрочной же перспективе они, наоборот, способствуют их увеличению. С ускорением научно-технического прогресса появляется много новых возможностей, а значит, и новых сфер деятельности, где создаются новые рабочие места.
Кто сегодня жалеет о том, что благодаря НТР исчезли такие профессии, как, скажем, телефонистка или фонарщик? Ведь появилось много новых занятий: инфлюэнсер, коуч, вебмастер, SEO-шник, тик-токер и т.д. И вряд ли эта тенденция изменится с развитием ИИ.
Ну а на постсоветском пространстве эти "жахи" пока что и вовсе мало актуальны – в последнее время люди здесь чаще лишаются работы из-за недальновидных решений суверенных политиков, нежели из-за бурной экспансии искусственного интеллекта.
К тому же ИИ далеко еще до того, чтобы полностью заменить человека – за ним по любому пока еще нужен человеческий контроль. Иначе сплошь и рядом будут случаться анекдотические ситуации. Как та, что стряслась в июне 2020 года, когда хорватский шахматист Антонио Радич, ведущий популярный шахматный канал на YouTube, был заблокирован искусственным интеллектом сервиса прямо во время турнира – за "вредный и опасный контент": YouTube счел шахматы расистской игрой.
*Мнение колумниста может не отражать точку зрения редакции
>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber