
Тема пересечения границы Беларуси с ЕС не теряет актуальности. Очереди не исчезают, автобусы заполняются. Желающие провести отпуск в Старом Свете остаются. Как и релоканты, приезжающие домой для решения бытовых вопросов и встречи с родными.
Недавно Польша установила контроль на границе с Литвой. Как это повлияло на транзитные поездки из Беларуси? Об этом журналисту Tochka.by рассказала пассажирка стыковочного рейса с пересадкой в литовском Мариямполе.
Билеты на выходные дни лучше покупать заранее
Маршрут Минск – Мариямполе – Белосток остается востребованным. Собеседница рассказывает, что хотела поехать в выходные, но за три недели в нужные даты все автобусы до литовского города, где происходит пересадка, оказались заполненными.
Пришлось корректировать планы и смотреть варианты на пятницу. Их оказалось достаточно. К слову, приобретение билетов доступно как в интернете, так и в офисе. На три дня квитки можно забронировать на сайте, а потом выкупить оффлайн.
Для нашей собеседницы это оказалось неактуальным, поскольку она была в Гродно. К сожалению, автобус в областной центр не заезжает, но останавливается в Лиде. Туда белоруска добралась на машине за полтора часа.
На автовокзале райцентра уже ждал двухэтажный автобус, желтый цвет которого обращает на себя внимание издалека. В долгий и изнурительный путь, не считая поездки на авто, девушка отправилась в 10:45.
Сколько времени ушло на прохождение границы с Литвой
К пункту пропуска "Бенякони" автобус подъехал через 50 минут (к 11:35). А на прохождение всей границы потребовалось три часа.
Примечательно, что на литовской стороне не работал сканер и досмотр чемоданов проводился вручную. Сильно не тормошили: просто нужно было расстегнуть все отделения чемоданов и приподнять какие-то вещи.

"Где-то вычитал, что он, как гражданин Евросоюза, может перемещать через границу литр (хотя вез два). Весь автобус ждал одного человека полтора часа, пока оформят документы", – посетовал водитель и отметил, что это еще не худший вариант.
Нарушителю, так как он гражданин ЕС, уведомление о необходимости уплатить штраф придет по почте. Время на это тратить не пришлось.
Сейчас готовых рисковать не оказалось. И все прошло гладко. По заверению собеседницы, так быстро границу в современных условиях она еще не проходила.
В 14:40 автобус отправился дальше, заехав в Шальчининкай для высадки лишь одной пассажирки.
Самый быстрый или самый комфортный?
От границы до Мариямполе ехать три часа. Еще один нужно было подождать до отправления следующего рейса (в 18:40), автобус пришел с небольшим опозданием. В нем оказались три водителя и стюардесса. Транспорт следовал из Эстонии практически через всю Европу.
Весьма неожиданным для белоруски стало то, что ее место оказалось занято. Но бортпроводница знала, что говорить: "В билете мелким шрифтом написано, что перевозчик имеет право без предварительного предупреждения изменять указанное в билете посадочное место". Это весьма странно, особенно когда в автобусе есть свободные сиденья.
Для нашей героини было важно получить именно выбранные места, поскольку она ехала с ребенком. Стюардесса даже не попыталась чем-то помочь, сослалась на специфику онлайн-системы и посоветовала писать жалобу, поскольку она тоже от этого страдает.

Фраза "Если бы вы ехали до Амстердама, то еще можно было бы что-то делать, а так вы всего лишь до Белостока" как будто возвышает одних клиентов над другими. А, например, просьба улучшить работу кондиционера неожиданно наткнулась на следующий ответ: "Я же не могу его сейчас починить" (понятно, что адресатами выступали водители).
Не менее удивительным оказался курс евро к злотому, установленный эстонским перевозчиком, – zł5,50. Хотя в день поездки евровалюта на биржах котировалась на уровне zł4,26. Поэтому пассажирам, живущим в Польше, лучше запастись евро – оплатить еду и чай-кофе можно только наличными.
В целом первая часть маршрута, организованная белорусским перевозчиком, оказалась куда приятнее. Практика показывает, что наличие стюардессы не гарантирует качество обслуживания. Это пресловутый человеческий фактор.

Ранее из Белостока в Гродно белоруска ехала через Брест. Тогда бо́льшую часть времени провели на границе (около 10 часов только проходили пункты пропуска). Но в итоге на путь по другому полукругу ушло фактически столько же: 15 часов против 14 с половиной.
Правда, на двухэтажном автобусе ехать комфортнее. И разница в цене (Br150 и Br264 при выезде из Лиды) в целом оправдана. Двухэтажный транспорт был новее, чище, с Wi-Fi, экранами-планшетами (некоторые, правда, не работали) и туалетом (он по регламенту закрывался на остановках и при пересечении границы).
Чтобы сделать очевидные выводы, достаточно удариться в воспоминания. Раньше за 15 часов гродненцы могли приехать в Белосток, закупиться на местном рынке, посидеть в кафешке и вернуться назад.
Теперь приходится накапливать список дел, готовиться морально и заметно сокращать число поездок. Проще слетать в Азию или съездить в отдаленную европейскую страну.