"Деревни в огне" и "Тихие зори" – 5 лучших книг о войне

Павел Абрамович

О Второй мировой и Великой Отечественной войне написаны сотни художественных и документальных книг. Накануне 9 мая портал Tochka.by подобрал для вас пять лучших, которые изо всех сил призывают беречь мир.

"Деревни в огне" и "Тихие зори" – 5 лучших книг о войне
Фото: Clay Banks / unsplash

Почему они? Потому, что авторы видели войну своими глазами и рассказывают о ней с точки зрения не государства, а человека.

"Я из огненной деревни…" (1975)

Три белорусских писателя, бывшие партизаны Алесь Адамович, Владимир Колесник и Янка Брыль, четыре года ездили по Беларуси и записывали рассказы очевидцев о том, как нацисты хладнокровно и методично сжигали деревни вместе с жителями.

Фото: разворот книги "Я из огненной деревни…"
Так появилась на свет, безусловно, главная белорусская книга о войне. В ней собраны показания более 300 неподкупных свидетелей о том, что знать — страшно, а забыть — опасно.

"Схватила младшую [дочь], ей было 9 лет. Горит и на ней платье, и на мне горит… Замчала в яму, положила, и опять лезу по тому самому огню – за старшей… Мало что поубивали, а то ж еще и сгорят!.. Потянула, подняла. Так оно [тело] такое молодое, мя-я-гкое!..".
Борис Васильев, "А зори здесь тихие…" (1969)

В 17-летнем возрасте Васильев ушел на фронт добровольцем, затем воевал в воздушно-десантных войсках.

Некоторым читателям повести "А зори здесь тихие…" сюжет покажется невероятным: 5 "зеленых" девушек-зенитчиц и их комендант справились с 16 нацистскими диверсантами, которые прошли особую подготовку. Но разве женщины не воевали и среди них не было героинь?

Фото: Борис Васильев / обложка книги "А зори здесь тихие…"
Повесть Васильева сначала вышла в журнале для молодежи "Юность". Новые поколения раньше не развлекали легкими историями.

"А немцы ранили ее вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать и, может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. <…> И немцы добили ее в упор, а потом долго смотрели на ее и после смерти гордое и прекрасное лицо…".
Василь Быков, "Одна ночь" (1961)

В годы войны Быков командовал артиллерийским расчетом, был всегда среди простых солдат и видел вблизи страшных зверей — "пантер" и "тигров".

Фото: Василь Быков / обложка книги "Одна ночь"
В рассказе "Одна ночь" двух бойцов, советского и фашистского, завалило плитами в подвале дома. Мужчины оказались не просто отрезаны от боя и "своих". Им пришлось решать общую задачу. Но как лучше расчистить завал — может, сообща? А главное, что делать потом?

"Немец… мерно покачивался, то и дело подставляя под пучок света щеку с широким косым рубцом возле уха — давнишним следом осколка. Иван, увидев этот след, сам себе усмехнулся: такой же рубец носил и он на левом боку — память о боях под Курском".
Грегор Дофмейстер, "Мост" (1958)

Перед нами война, показанная с противоположной стороны.

Германия, апрель 1945 года. Семерым мальчишкам-одноклассникам из фольксштурма (народного ополчения) приказано защищать мост от американцев.

Фото: Манфред Грегор / обложка книги "Мост"
Роман является автобиографическим, он переведен на 20 языков. Позже книгу экранизировали — в советском кинопрокате фильм назывался "Тяжелая расплата". Он получил "Золотой глобус" и номинацию на "Оскар". Зрители пишут, что лента произвела на них неизгладимое впечатление на всю жизнь. Но книга еще сильнее, чем кинофильм.

"А ты кем хочешь быть, мальчик? — Мне бы очень хотелось стать машинистом. — Как раз за день до этого Альберт совершил поездку по железной дороге. — Но Германии нужны солдаты, почему же ты не хочешь быть солдатом?".
Макс Хейстингс, "Вторая мировая война. Ад на земле" (2011)

Автор этой документальной книги трудился журналистом в 60 странах и освещал 11 военных конфликтов. За эту работу британская королева Елизавета II посвятила его в рыцари.

Фото: Макс Хейстингс / обложка книги "Вторая мировая война. Ад на земле"
В "Аде на земле" Хейстингс показывает, как повлияла война на жизнь обычных людей по всему миру. От жителей Польши и Норвегии — и дальше, дальше, до Индии и островов Тихого океана.

Огромная мозаика сложена из дневников и писем очевидцев, которые думали одинаково, несмотря на расовые и религиозные различия.

"Проклятая война!.. Вокруг одни инвалиды. Самым несчастным кажется мне капитан, сапер. У него нет лица, ужасная синяя, лиловая с зеленым маска. К счастью, он ослеп и самого себя не видит. Говорят, до войны это был красивый мужчина. Он и сейчас высок, строен, изящен. Мы думаем: если бы у него был сын, он бы возродился в нем и все бы увидели, каким он был прежде".
Читайте также:

>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наш Telegram

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки