Ругался с издателями, вычеркивал себя из титров: каким был Владимир Богомолов

Владимир Савич
Сто лет назад родился писатель, чьи судьба и произведения тесно связаны с войной и освобождением Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.
Ругался с издателями, вычеркивал себя из титров: каким был Владимир Богомолов
Фото: niklibrary.ru

В 1974 году в журнале "Новый мир" появился роман Владимира Богомолова "В августе 44-го". В СССР о войне тогда писали много, но не о том и не так.

Автор рассказал о военной контрразведке Смерш (сокращение от "Смерть шпионам!"). В романе ее офицеры вели охоту на вражеских агентов, действовавших в тылу советских войск, на освобожденной территории Беларуси и Литвы.

Сюжет получился захватывающим, держащим читателя в напряжении до последних строк.

А еще придирчивые эксперты, изучившие роман вдоль и поперек, отметили, что Богомолов очень точно, буквально с документальной достоверностью воспроизвел стиль, приемы, методы работы и даже профессиональный сленг контрразведчиков.

Это привлекло особо пристальное внимание к автору нашумевшего романа. Попытки вызвать Владимира Богомолова на откровения ни к чему не приводили. Он был не просто непубличным, а исключительно закрытым человеком. К себе почти никого не подпускал.

В день рождения писателя портал Tochka.by рассказывает о личности, чье творчество до сих пор вызывает немало споров.

Что правда, а что выдумка в биографии Богомолова

Роман "В августе 44-го" (второе название "Момент истины") был переведен на три десятка языков, выдержал более ста изданий, тираж превысил несколько миллионов экземпляров. Слава об авторе гремела уже по всему миру, а Богомолов запрещал о себе писать. И никаких фотографий!

Некоторые за это ухватились и начали обвинять Владимира Осиповича в том, что все, включая собственную биографию, он выдумал.

Это продолжалось и после смерти писателя, несмотря на то что были опубликованы его дневники, воспоминания друзей, сослуживцев и документы Государственного военного архива РФ, подтверждавшие правдивость того, что Богомолов иногда рассказывал о себе.

Фото: niklibrary.ru

Родился Владимир Войтинский (Богомолов) 3 июля 1924 года в подмосковном селе Кирилловка (по другим данным – Кириллово).

После седьмого класса уехал в Крым, чтобы работать и помогать семье. В Москву вернулся перед самой войной.

Сначала поступил на службу в Московский противопожарный полк. Затем записался добровольцем и оказался на Калининском фронте.

Спустя годы он рассказывал об этом так:

"Отправиться в армию меня подбили двое приятелей, оба были старше меня... Спустя три месяца, в первом же бою, когда залегшую на мерзлом поле роту накрыло залпом немецких минометов, я пожалел об этой инициативе. Оглушенный разрывами, я приподнял голову и увидел влево и чуть впереди бойца, которому осколком пропороло шинель и брюшину. Лежа на боку, он безуспешно пытался поместить в живот вывалившиеся кишки. Я стал взглядом искать командиров и обнаружил впереди – по сапогам – лежавшего ничком взводного: у него была снесена затылочная часть черепа".

В апреле 1942 года будущий писатель получил тяжелое ранение. Из госпиталя выписался только летом и был отправлен долечиваться в Среднюю Азию.

В июне 1943-го его вновь призвали на службу, отправив в Ленинградское Краснознаменное артиллерийско-техническое училище, располагавшееся в Ижевске.

А дальше – сплошные загадки, недомолвки и вопросы, ответы на которые Богомолов не помогал находить. И все же некоторые сведения есть. Согласно документам, служил он в войсковой разведке. Форсировал Днепр, освобождал Тамань, в составе 95-й стрелковой дивизии принимал участие в боях в Беларуси.

После освобождения Минска служил в управлении контрразведки штаба 3-го Белорусского фронта.

Когда его позже спрашивали, не с себя ли и своих боевых товарищей он писал образы Алехина, Таманцева и Блинова из "Момента истины", Богомолов заявлял: "Я все придумал", чем еще больше запутывал собеседников.

Скриншот: "В августе 44-го..." / "Беларусьфильм"

Известно, что он форсировал Вислу, участвовал в боях в Польше, Восточной Пруссии, Германии. Два ранения, контузия, четыре боевые награды. Орден Отечественной войны I степени, кстати, получил за участие в боях по освобождению Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.

Затем Владимир Богомолов продолжил службу в Маньчжурии, на Чукотке и Камчатке, в Прикарпатье и Германии.

Весной 1950 года вернулся в Москву. Экстерном окончил среднюю школу рабочей молодежи.

Затем поступил в Московский государственный университет, где обучался по специальности "русская литература". Бросил на втором курсе, потому что хотел получать исключительно прикладные, а не академические знания.

Как Богомолов ворвался в литературу

В 1957-м журнал "Знамя" опубликовал дебютную работу Богомолова – повесть "Иван". Как признался писатель, он написал ее... со зла, потому что его коробило от несуразностей и нелепостей того, что он читал о войне.

Фото: Николай Малышев / Фотохроника ТАСС

"Иван" – это пронзительная повесть о трагической судьбе мальчишки из Гомеля, которому, как признался один из героев, "столько довелось пережить, что нам и не снилось":

"Он и в партизанах был, и в Тростянце – в лагере смерти… У него на уме одно: мстить до последнего! Как рассказывает про лагерь или вспомнит отца, сестренку, – трясется весь. – никогда не думал, что ребенок может так ненавидеть…"

В повести нет патетики, рассуждений о героизме и мужестве – все предельно строго и лаконично, но при этом читателю настолько горько и больно от бессилия и ужаса, что описание судьбы юного разведчика просто раздавливает.

В 1962 году Андрей Тарковский снял по этому произведению картину "Иваново детство".

Это был первый полнометражный фильм Тарковского, который принес режиссеру мировую славу. Лента была удостоена "Золотого льва" в Венеции, приза "Золотые ворота" на Международном кинофестивале в Сан-Франциско, а также многих других наград.

Человек, который не признавал компромиссов

И вот тут самое время рассказать о неуступчивости Владимира Богомолова. Это можно назвать странностью, чудаковатостью или даже вздорностью, а можно – и принципиальностью.

Владимир Осипович не признавал никаких компромиссов. Особенно если речь шла о его произведениях.

Книгой "В августе 44-го" он очень дорожил, считал ее результатом кропотливой и въедливой работы, а некоторые издатели и важные ответственные товарищи очень настойчиво рекомендовали автору переписать, а то и удалить некоторые сцены из романа. Как они говорили, "всего лишь три страницы текста".

В ответ Богомолов заявлял, что не уберет из книги ни единого слова. После этого решительно вставал, разворачивался и уходил. Из журнала "Юность", где уже получил солидную предоплату, рукопись вообще забрал, деньги вернул. Ни одной строчки в романе не изменил.

Скриншот: "В августе 44-го..." / "Беларусьфильм"

Ему неоднократно предлагали вступить в Союз писателей, а он всякий раз категорически отказывался. Считал членство в творческой организации пустой формальностью.

По причинам, известным только ему, не прибыл на вручение ордена Трудового Красного Знамени, присвоенного в 1984 году. Не захотел получать премию "За достойное творческое поведение в литературе" от "Новой газеты". Такая же участь постигла премию имени разведчика Николая Кузнецова.

После издания книги к Богомолову приезжали порученцы от председателя КГБ и министра обороны с просьбой подписать авторские экземпляры, но офицеры были выставлены за дверь.

Почему Богомолов не любил кинорежиссеров

С кинематографом у Богомолова вообще не ладилось. По его произведениям было снято несколько фильмов, за которые брались талантливые режиссеры Андрей Тарковский, Витаутас Жалакявичюс, Михаил Пташук, но писатель всякий раз был недоволен.

Вину первых двух он видел в том, что в армии они не служили, не понимали в этом ничего и даже слушать не хотели.

На уговоры белорусского режиссера Михаила Пташука экранизировать "В августе 44-го" Богомолов долго не соглашался, пока в гости не напросился актер Евгений Миронов. Он привез огромный перечень вопросов о характере и особенностях поведения главного героя – капитана Алехина.

Скриншот: "В августе 44-го..." / "Беларусьфильм"

Проговорили три часа. После Владимир Осипович вспоминал: "Это была хорошая штука – беседа автора с актером. Наверное, я чем-то помог ему. Вообще, главные герои подобраны замечательно". И тут же добавил: "Но фильм-то снят о другом!"

Он считал, что получился боевик, искусственно перегруженный динамичными сценами, а надо было сосредоточиться на психологии героев, их мыслях, чувствах, поиске момента истины.

Требовал пересъемки сцен, которые виделись ему недостоверными. После отказа убрал свою фамилию из титров и резко раскритиковал фильм.

Скриншот: "В августе 44-го..." / "Беларусьфильм"

Массовому зрителю картина понравилась. Телеканалы регулярно показывают ее 9 Мая, 22 июня или 3 Июля. Многие предпочитают книжный вариант – первоисточник.

Произведение неоднозначное. Одни восторгаются, другие категорически не принимают. Как и личность конфликтного и непокорного автора – Владимира Богомолова, человека, который оставил после себя так много загадок.

Над чем работал Богомолов перед смертью

В последние творческие годы он писал большой роман "Жизнь моя, иль ты приснилась мне…", где вновь война без прикрас и первые годы после нее – суровые, горькие, тяжелые.

Владимир Богомолов оставил запись о замысле книги:

"Задача произведения – задействовать в сознании читателей, что война – величайшая трагедия в жизни страны и поколения, что в любой войне, даже такой, как справедливая Отечественная, впоследствии не окажется абсолютных победителей и побежденных: и те и другие еще десятилетия будут подсчитывать уже не столько боевые потери и разрушения, сколько моральные и нравственные. Достоверно и убедительно показать трагизм служения Отечеству, отобразить основную черту красноармейцев и офицеров в достижении Победы – любовь к своему Отечеству".

Звучит как послание потомкам.

>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки