Белорусы за восемь месяцев 2024-го купили столько машин, сколько автодилеры планировали продать за год. Об этом на открытии "Моторшоу-2024" заявил председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Сергей Варивода.
В конце 2023-го БАА сделала прогноз продаж в стране на уровне 27 000 новых автомобилей. Но уже до 1 сентября 2024-го в Беларуси реализовали 27 921 экземпляр.
Это не только лучший результат по сравнению с двумя предыдущими годами (11 714 за январь – август 2023-го и 11 771 – 2022-го). Он превышает даже показатели 2021-го – последнего перед началом российско-украинского военного конфликта. Три года назад за аналогичный период продали 26 666 новых автомобилей.
На пресс-конференции "Авторынок-2024: причины стремительного роста и перспективы" было сказано, что, по оценке ассоциации, основная доля купленных в январе – августе машин – это сделки с использованием финансовых инструментов: кредитов (большая часть) и лизинга.
Ставка на свое, китайско-белорусское
Причин взлета продаж несколько, но основная – отложенный спрос.
Отчаявшись ждать наступления прежних времен, когда можно было без проблем приобрести пахнущую заводской краской иномарку из европейских стран, белорусы принялись покупать китайские авто ранее неизвестных им производителей.
"Следует отметить, что рост продаж новых автомобилей связан как с расширением предложения у дилеров, так и с увеличением спроса со стороны покупателей. Что касается последнего, то тут сказываются доступность автокредитования и лизинга, рост доходов населения, а также сложности с ввозом автомобилей из-за границы", – заявили в БАА.
Сегодня в Беларуси официально реализуется 91 модель различных марок (12 из них – электрические).
При этом основу белорусского авторынка, как заявил Сергей Варивода, все же "составляют автомобили, произведенные в стране". Львиную долю его захватила Geely.
К примеру, в августе было продано в общей сложности 4916 единиц легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта. Это лучший показатель в текущем году, более чем в два раза превышающий результат августа 2023-го. И на долю Geely пришлось 49% от общего числа легковых автомобилей.
Электрическая революция ждет нас?
Есть еще один нюанс, который работает на увеличение числа реализации новых авто, – расширение сети электрозаправок в Беларуси. Если верить представителю БАА, резкий рост проданных в 2024 году "электричек" основан именно на этом.
Опираясь на актуальные данные, член правления БАА Александр Стельмах заявил, что сейчас доля продаж "зеленых" машин среди всех легковушек – 5,86% (по данным за 10 месяцев 2024-го).
"Для сравнения: в 2023 году она составляла 1,93%. В 2025-м этот показатель может вырасти до 25%, а число моделей электрических легковушек достигнет 30 наименований", – заявил он.
Заявка на рекорд
С опорой на цифры и на непрекращающееся желание банков выдавать кредиты в БАА сделали новый прогноз.
Согласно ему, в стране до конца текущего года дилеры реализуют около 47–48 тыс. машин (речь об организациях – членах БАА).
Если предсказание сбудется, то уровень роста продаж станет беспрецедентным в истории ассоциации: в 2,1 раза по сравнению с 2023-м.
Но даже если набранный летом темп сохранить не удастся, то 2024-й все равно окажется лучшим для белорусского авторынка.
>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber