В Беларуси заработала ИИ-система, позволяющая экономить топливо

Поговорили с практиками рынка и узнали, кто, на сколько и за счет чего смог снизить затраты.  
В Беларуси заработала ИИ-система, позволяющая экономить топливо
Фото: Tochka.by

Белорусские разработчики нашли способ сократить затраты на автомобильное топливо. Для этого используется система, основанная на искусственном интеллекте. Она уже внедрена представителями бизнеса, которые дают свои первые оценки – и они довольно оптимистичны.

Проблема экономии топлива существует ровно столько, сколько на дорогах ездит транспорт.

Раньше для сокращения расхода создавали все более и более сложные двигатели. Но потом оказалось, что расход больше зависит от водителя, чем от автомобиля. Как добиться, чтобы человек за рулем экономил и повышал безопасность в каждой ситуации?

Мы отдельно поговорили с некоторыми транспортниками и попросили поделиться результатами внедрения новой системы повышения эффективности водителей OptiDriving. Все они попросили не указывать полное название предприятий из-за жесткой конкуренции друг с другом.

Как транспортные компании экономят топливо

В минской компании "А" провели оценку новобранцев с помощью нейронных сетей. Выяснили, что шоферские курсы не воспитывают экономичного водителя. Подключили новичков к системе, основанной на искусственном интеллекте.

Она понаблюдала за их работой и дала каждому индивидуальные советы: как поступать в конкретных дорожных ситуациях.

В результате у молодых ребят за месяц экономичность в рейсах возросла до 80% от уровня лучших водителей. Пережоги топлива снизились с 15–18% до нуля. Таким образом, экономия составила около 500 л в месяц в среднем на автомобиль.

Как реагируют водители

На брестском предприятии "Т" настроили систему так, чтобы при расходе выше норм нейронная сеть выдавала места, время и описание ошибок, которые привели к этому. Система сама высылала рекомендации водителям на мобильные телефоны во время движения.

ИИ оценивает работу каждого водителя индивидуально. Фото: LeManna / Shutterstock.com

Оценки ситуации и советы были признаны людьми справедливыми. Конфликтов в коллективе не случалось.

К моменту возвращения из рейса на столе менеджера лежит список оценок неэффективных действий сотрудника в сравнении с водителями других предприятий на тех же участках дорог. Понимание водителями связей между их действиями за рулем и расходом топлива позволило понизить его в среднем на 8%.

Как мотивировать водителя

В гомельской компании "M" подняли тарифы водителям. Но не всем. С помощью OptiDriving выделили тех, кто в рейтинге отрасли стал профи – их на предприятии оказалось 20%. Сперва зарплата была увеличена только для них.

Рост фонда оплаты труда составил только 3%. Остальные увидели реальность поднятия зарплат и стали выполнять рекомендации системы. Это привело к сокращению расхода. Притом нормы по топливу снижать не стали: отдали сэкономленные литры водителям.

Сокращение расхода топлива на Br1 тянет за собой сокращение на Br2 износа шин, тормозных колодок, дисков, снижение аварийности.

За экономией расхода топлива пошло и сокращение износа машин. Несмотря на рост зарплат, общие издержки снизились. В результате водителям стали платить больше, но из ими же сэкономленных денег.

Что заставляет сотрудников экономить

Водители получают детальное объяснение каждой ошибки на понятном языке. А дальше ими управляет желание заработать больше.

Стержневой элемент сервиса OptiDriving – "Журнал ошибок". Скриншот: OptiDriving

Поэтому они выполняют рекомендации системы, не повторяя прежних ошибок.

И волки сыты, и овцы целы

До появления объективного сравнения людей из разных компаний на одних участках дорог водитель не признавал своих ошибок в перерасходе топлива. Сейчас человек видит набор доказательств: какие его действия вызвали пережог и как этого избежали его коллеги в точно таких же условиях.

"Журнал ошибок" сервиса Optidriving. Скриншот: Optidriving

Но часто нейронная сеть встает на защиту водителя. Ведь иногда повышенный расход – это сложность маршрута, погоды или неисправность автомобиля.

Что касается менеджеров по приемке отчетов у водителей, то ранее они были беззащитны перед хитростью недобросовестных шоферов. Теперь у них есть объективная информация: насколько прав сотрудник, который "привез пережог" топлива.

Таким образом, появилась возможность сделать союзниками в снижении затрат и водителей, и руководителей.

>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки