Стоимость поставок белорусского калия в Китай в августе выросла, сообщило Главное таможенное управление КНР.
Это произошло на фоне снижения цен на крупнейшем не только азиатском, но и мировом рынке удобрений. Всего за последний месяц лета Китай импортировал 0,92 млн т хлористого калия на $258,47 млн.
А с начала 2024 года – 8,08 млн т на общую сумму $2,484 млрд. Это больше на 14,7% в объемах, чем за аналогичный период 2023-го, и на 4% – по стоимости.
Вышеприведенные цифры дают понять, что цена поставляемого на китайский рынок калия в текущем году упала.
Как падала выручка "Беларуськалия"
В августе стоимость белорусского калия, экспортированного в Китай, составила $57 млн. Это на $10 млн больше, чем в июле.
Скромный рост не позволил кардинально улучшить катастрофическое положение, складывающееся в 2024 году. За январь – август поставки в КНР, согласно свежим данным китайской таможенной статистики, обвалились более чем в два раза и составили всего $585,7 млн.
Даже успешные августовские оказались на 6% ниже сопоставимых прошлогодних.
По итогам восьми месяцев Беларусь занимает второе место в рейтинге поставщиков калия в Китай. Но ближайшие конкуренты демонстрируют рост, а не падение.
Из России было импортировано калийных удобрений на $854,4 млн (+41% в сравнении с 2023-м), из Канады – на $509,6 млн (+3,4%).
Как идет торговля Беларуси и Китая
Отметим, что в 2023 году, по данным китайской таможенной статистики, товарооборот Беларуси и КНР вырос на две трети.
При этом белорусский экспорт увеличился на 44,5%, достигнув $2,6 млрд. На калий пришлось более $1,3 млрд.
В свою очередь китайский импорт увеличился еще сильнее – на 79,9%, почти до $5,84 млрд.
В итоге отрицательное сальдо в торговле с Китаем превысило $3,2 млрд.
Неудача в суде
На этом фоне из европейского суда пришли неприятные для "Беларуськалия" новости: компания проиграла суд, пытаясь оспорить наложенные на нее еще в 2022 году санкции.
Интересы белорусского предприятия, как сообщается на сайте суда, представляли юристы Островскис и Аневлеви. В качестве ответчика выступал Совет Европейского союза.
В ходе слушаний его представители привели данные о чистой прибыли "Беларуськалия": только в 2019 году она составила более Br4,797 млрд (около €1,8 млрд). И в качестве аргумента правоты ответчика заявили, что компания выплачивает дивиденды государству как акционеру и обязательные взносы в государственный целевой бюджетный фонд национального развития.
В частности, в 2019-м только в этот фонд предприятие перечислило более Br46 млн (около $17,6 млн).
Такой факт, не оспариваемый юристами, представлявшими интересы "Беларуськалия", стал для суда основанием констатировать, что финансовая поддержка за счет налогов и экспортных пошлин заявителя составила от 8 до 10% общего бюджета Беларуси.
И по этой причине судья заявил, что иск "Беларуськалия" о снятии санкций является необоснованным.
Как сообщается в решении суда, вынесенном 18 сентября, включение предприятия в санкционные списки преследовало конкретную цель: усилить давление на власти Беларуси.
Поэтому запреты на покупку, импорт (передачу) в Евросоюз из Беларуси продукции "Беларуськалия" являются оптимальным решением.
>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber