Дискаунтеры в Беларуси по-прежнему остаются одним из самых популярных видов магазинов. Эта ниша стала настолько привлекательной, что ее решили частично занять в том числе и государственные структуры, которые никогда таким форматом не интересовались.
Сегодня это направление развивает Белкоопсоюз – теперь по всей стране открываются магазины низких цен "Про запас" и "Мегаопт".
Сколько всего дискаунтеров в Беларуси?
Как пишет портал Office Life, ссылаясь на данные Торгового реестра Беларуси, за минувший год и шесть месяцев нынешнего года рынок дискаунтеров прирос на 215 объектов. На 1 июля таких магазинов насчитывалось 293. Это 3,7% от общего количества магазинов по стране.
Кто делит рынок
Самой большой сетью продовольственных дискаунтеров в Беларуси является российский "Светофор", он насчитывает 150 магазинов по республике. Далее идет белорусская сеть "Грошык" – 70, после "Мегаопт" и "Про запас" – 43, замыкает список лидеров "Доброцен" – более 20.
Почему в Беларуси растет как на дрожжах количество дискаунтеров? Дело в ограниченной покупательной способности населения либо же в трансформировавшейся модели поведения клиентов и высокой конкуренции в других сегментах? Вытеснят ли магазины низких цен прочие форматы? И что в конечном итоге выберет белорусский потребитель?
Эти вопросы портал Tochka.by задал партнеру исследовательского агентства M.A.Research, руководителю направления "Ритейл" Анне Синявской.
Взгляд на "жесткость"
Основные предпосылки для развития сетей жестких дискаунтеров – падение уровня жизни на фоне снижения доходов и рост доли бедных и малообеспеченных граждан в общей численности населения, полагает эксперт.
Сейчас это происходит на фоне негативных для экономики последствий пандемии и обострения геополитической ситуации.
По ее словам, государство, видя растущий спрос на такие магазины, хочет удовлетворить его и заодно увеличить доходы бюджета. Тем более, что госкомпаниям будет проще добиться минимальной наценки, необходимой для жесткого дискаунтера."Популярность жестких дискаунтеров всегда растет в условиях либо сдержанного роста доходов, либо их падения. Когда экономика на подъеме, данный формат развивается среднерыночными темпами", – отмечает Анна Синявская.
Отсюда и интерес того же Белкоопсоюза к открытию магазинов низких цен.
Низкие затраты – большие прибыли?
Анна Синявская полагает, что бурный рост дискаунтеров и появление новых игроков в данном сегменте FMCG-ретейла (быстро оборачиваемых потребительских товаров) говорит о прибыльности магазинов низких цен, тем более, если в данном формате начинают работать крупные игроки.
"По уровню оборота с квадратного метра торговой площади и ряду других операционных показателей дискаунтеры опережают другие торговые форматы. А самое главное – у дискаунтеров есть высокий потенциал развития, что и привлекает ретейлеров", – отмечает она.
За счет чего низкие цены
Дискаунтеры снижают издержки за счет низких закупочных цен, которые обеспечиваются благодаря высокой оборачиваемости товаров и больших объемов закупки.
"Издержки снижаются за счет небольшого ассортимента товаров (по сравнению с другими форматами), высокой доли товаров под собственной торговой маркой, небольшого количества персонала, лаконичного оформления зала, низких затрат на рекламу и маркетинг (или полного отсутствия таких затрат), хорошо развитой логистической инфраструктуры", – говорит эксперт рынка ретейла.
Сэкономленные средства идут на расширение сети – ведь для дискаунтеров важно быть ближе к потребителю. А потому в дело часто идут и старые помещения на месте бывших гастрономов, куда привыкли ходить за покупками представители старшего поколения жителей населенного пункта.
Покупатель решает
Бытует мнение, что дискаунтеры – это "грязные" магазины, то есть в них нет должной инфраструктуры и хорошего обслуживания. Но постепенно такое отношение в обществе меняется.
Важно учесть в данном случае, что дискаунтеры бывают разные: жесткие и мягкие. Жесткий дискаунтер – это в буквальном смысле экономия на всем ради самых низких цен: отсутствие сервиса, неудобные помещения, минимум персонала. Мягкий дискаунтер – магазин низких цен формата самообслуживания, но с более широким ассортиментом и сервисом несколько получше.
В итоге конечный выбор за покупателем. Победит тот формат, который по максимуму удовлетворит потребности тех, кто платит рублем.
Хотя ряд экспертов полагают, что градация дискаунтеров пока сохранится. Но все будет идти к тому, что даже жесткие дискаунтеры станут лояльнее к покупателю, так как невозможно снижать издержки за счет буквально всего, да и магазин типа бетонного полуподвального помещения с лампочкой Ильича отпугивает покупателя.
Дальше, больше, дешевле
Несмотря на все трансформации, в том или ином виде сети дискаунтеров, в том числе жесткие, продолжат расширяться и в Беларуси, и в России.
"Спрос на магазины низких цен в среднесрочной перспективе сохранится на высоком уровне. Оборот таких магазинов будет расти быстрее рынка FMCG-ритейла в целом на фоне сокращения доли супермаркетов и магазинов шаговой доступности", – отмечает Анна Синявская.
В пример она приводит российский рынок, где доля дискаунтеров в обороте FMCG-ритейла составила порядка 13% в 2021 году. В том числе жесткие составили около 4-4,5%.
"В этом году, скорее всего, доля дискаунтеров вырастет до 15% (+2%) оборота FMCG-ритейла", – предполагает эксперт.
Потенциальные конкуренты дискаунтеров
Сдержать рост сетей дискаунтеров может растущая конкуренция с онлайн-продажами, а также появление новых торговых форматов, которые смогут их потеснить.
"Могу предположить, что даже в условиях экономического роста, который наступит после преодоления текущего негативного тренда, доля дискаунтеров вряд ли снизится, поскольку из магазинов "для бедных" они станут обычным магазином для покупателей с разными уровнями дохода", – отмечает партнер исследовательского агентства M.A.Research.
Стоит добавить, что в народе все еще популярны стихийные и уличные рынки, торговые палатки и магазинчики с вывесками типа "все по 3 рубля". И, по мнению экспертов, в конкурентной борьбе между ними преимущество будет на стороне дискаунтеров. Ведь у них есть хоть какой-то сервис: можно рассчитаться картой, получить гарантии качества продукции – то есть все то, чего не хватает маленьким точкам продаж и уличным торговцам.
Так что и в этом случае у дискаунтеров – хорошие среднесрочные перспективы. И такой возможностью участники рынка ретейла непременно воспользуются.