В минувшем году белорусский ВВП упал на рекордную за многие годы величину – 4,7%. А могло быть значительно хуже.
Насколько хуже, и почему этого не случилось, рассказал заместитель директора по научной работе Института экономики Национальной Академии наук Александр Готовский.
Статья экономиста "Ключевые факторы экономической динамики и увеличения внешнеторгового сальдо Республики Беларусь в 2022 году" опубликована в свежем номере "Банковского вестника".
Проблемы с "обороткой" – не в счет
Согласно приведенным в ней данным, работа на склад (которая по белорусской традиции привела к проблемам предприятий с "обороткой") положительно сказалась на показателях ВВП.
Кандидат экономических наук отметил, что, не забивай госпредприятия складские помещения нереализованным товаром, ВВП рухнул бы не на 4,7%, а на 6,3%.
"В 2022 году основной вклад в падение ВВП внесли экспортные рынки – -8,6% из -4,7% прироста ВВП. Это негативное влияние заметно выше, чем в 2020 г. (-1,4%), в 2009 г. (-2,3%) и даже в 2013 г. (-6,4%). Оно стало самым серьезным для страны внешним вызовом, по крайней мере в XXI веке", – привел данные экономист.
Что же вытащило экономику из такой глубокой ямы, позволив нейтрализовать отрицательное внешнее воздействие?
"Следует также обратить внимание на сильно выросший вклад статистических ошибок и пропусков. Данная статья рассчитывается Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь в виде разницы между производством ВВП на основе отчетности предприятий и приобретением продукции на основе статистики по розничному товарообороту, инвестициям, экспорту, запасам, то есть как произведенная, но никем не использованная продукция. На этот фактор в 2022 г. пришлось 1,4 п. п. ВВП", – пишет Готовский.
По его сведениям, на произведенную, но нереализованную продукцию, которая содержит отечественную добавленную стоимость, включающуюся в объемы произведенного ВВП, пришлось 0,2% валового внутреннего продукта.
"Таким образом, без накопленной на складах и иной выпавшей из учета потребления продукции снижение ВВП в 2022 г. составило бы -6,3% (вместо фактической отчетной цифры в -4,7%)", – подытожил экономист.
Что будет дальше?
По словам заместителя директора института экономики, накопленные дисбалансы будут давать отрицательный эффект в 2023 году: ведь складские запасы еще нужно продать.
Лежащая на складах продукция станет влиять на динамику выпуска, которая будет ниже динамики спроса. И процентные пункты ВВП, которые в 2022 году пошли в "плюс", в последующие годы будут иметь отрицательное влияние на темпы роста.
Отметим, что в 2023 году ситуация лишь ухудшилась: согласно данным Белстата, на 1 апреля складские запасы в промышленности составили 9,049 млрд рублей. В сравнении с 1 апреля 2022 года они выросли на 34,6%, или на 2,325 млрд рублей.
>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber