Какие меры были приняты для поддержки белорусской экономики в условиях санкций, рассказал глава Нацбанка Павел Каллаур на совместном заседании Палаты представителей и Совета Республики, пишет БелТА.
Глава Нацбанка отметил, что макроэкономическая ситуация прошлого года потребовала определенного смещения акцентов и принятия дополнительных мер. По словам Каллаура, "был задействован весь имеющийся инструментарий", в частности процентная политика.
"После введения масштабных санкций в целях недопущения дестабилизации на внутреннем рынке, а также сдерживания инфляционных процессов Национальный банк повысил ставку рефинансирования. С 1 марта 2022 года она увеличилась с 9,25% до 12% годовых и до конца года сохранялась неизменной. В свою очередь банки в марте – апреле увеличили доходность по сбережениям в национальной валюте", – отметил Каллаур.
Уже в мае 2022 года, по его словам, процентные ставки начали снижаться по мере стабилизации ситуации на внутреннем рынке. И как результат – средняя стоимость новых рублевых кредитов в конце 2022 года опустилась ниже 10% годовых.
"В реальном выражении процентные ставки по кредитам находились в отрицательной области, что свидетельствует о мягких кредитных условиях для реального сектора экономики", – подчеркнул Каллаур.
Cбережения в национальной валюте растут
Прокомментировал Каллаур и ситуацию с накоплениями белорусов. По его словам, гибкость валютного курса вместе с благоприятными тенденциями во внешней торговле позволили не допустить резкого снижения золотовалютных резервов.
По итогам 2022 года объем срочных рублевых депозитов населения в банковском секторе увеличился на 25%, за первый квартал 2023 года – на 6,1%.
"Такая динамика вкладов благоприятно отразилась на ресурсном потенциале банковского сектора, сформировав базовые условия для его устойчивого функционирования", – подчеркнул глава Нацбанка.
Почему Нацбанк придерживается политики "плавающего курса"
Высказался глава Нацбанка и по актуальной теме курса белорусского рубля по отношению к доллару и евро.
Он напомнил, что в Беларуси финансовые власти придерживаются политики так называемого "плавающего курса".
"До 2015 года Национальный банк ориентировался на режим фиксированного курса. Это требовало постоянного расхода международных резервов и соответственно наращивания государственного внешнего долга. Поэтому было принято решение по переходу на режим плавающего обменного курса. При данном режиме тренды изменения курса национальной валюты определяются общей макроэкономической политикой государства и внешнеэкономическим потенциалом экономики", – пояснил он.
Также Каллаур привел в пример курс белорусского рубля к российскому.
"С одной стороны, предприятиям-экспортерам выгодно ослабление национальной валюты к российскому рублю. С другой – российский рынок является основным для потребительского импорта, снижение курса вызовет рост цен на нашем рынке и соответственно будет приводить к ухудшению благосостояния наших граждан", – пояснил он.
И добавил, что выбранный режим курсовой политики позволяет оперативно реагировать на изменения и не допускать накопления дисбалансов в экономике.
Каллаур признал, что динамика курса белорусского рубля в 2022 году во многом определялась изменением курса российской валюты. Официальный курс белорусского рубля по отношению к российскому снизился на 10,2%, к доллару США - на 7,4%, укрепился к китайскому юаню на 3,4%.
По словам Каллура, гибкость валютного курса вместе с благоприятными тенденциями во внешней торговле позволили обеспечить "сбалансированность валютного рынка".
>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber