Минский мотовелозавод начали строить сразу после войны – в ноябре 1945 года. Тогда это была окраина города. Но затем белорусская столица значительно разрослась, и заводские корпуса оказались практически в центре.
Мотоциклы "Минск", велосипеды "Аист" и "Орленок" полюбились миллионам и получили статус легендарных. В лучшие для предприятия времена на нем работало несколько тысяч человек.
Затем завод прошел через черную полосу – продажу, реструктуризацию и банкротство. Но производственные корпуса было решено не сносить, а устроить здесь Минский городской технопарк (МГТ). Часть площадей сохранили под производство мотоциклов и велосипедов.
Tochka.by посмотрела, как теперь развивается бизнес на площадке бывшего гиганта индустрии.
Работа на стройке
На территории технопарка ведутся активные строительные работы. Размах преобразований впечатляет: старые корпуса мотовелозавода, которые возводились в основном с конца 40-х до начала 60-х годов минувшего века, либо снесены (если экспертиза признала их неремонтопригодными), либо переделаны до неузнаваемости.
Преображается и территория, пока большей частью перекопанная вдоль и поперек. Ведь за полвека после капремонта коммуникации пришли в негодность.
"После завершения комплексной реконструкции, в ходе которой создаются новые корпуса и реконструируются старые, на этой территории будет около 190 тыс. м2 площадей, большинство – производственные площадки, на которых разместятся новые инновационные компании", – говорит о планах директор технопарка Владимир Давидович.
Одной из задач при создании МГТ стало создание новых рабочих мест.
"Государство вложило деньги, чтобы на территории практически умершего предприятия создать новые современные производства с десятками тысяч евро выручки на работающего. Хотя процесс глобальной реконструкции территории еще идет, мы уже знаем, какие предприятия расположатся буквально в каждом уголке этой площадки", – рассказывает Давидович.
При этом руководство технопарка не озвучивает, сколько бюджетных денег потрачено на приведение территории в порядок.
Очередь за льготным налоговым режимом
МГТ разместится на 190 тыс. м2, при этом практически все производственные площадки уже разобраны.
"Все предприятия в установленном порядке проходят экспертный отбор. Комиссия состоит из представителей вузов, банков, наших учредителей. Компании представляют трехлетний бизнес-план, в котором расписано многое, в том числе создание рабочих мест", – отмечает руководитель технопарка.
Когда компания проходит сито отбора и получает статус резидента, подписываются два договора: аренды и на инновационную деятельность, которые гарантируют, что МГТ будет этим заниматься, помогая преодолевать различные трудности.
"Желающих попасть сюда было много, ведь для этой площадки установлен специальный правовой режим. Предприятия в основном частные – 98%, лишь два государственных – ООО «Мотовелозавод» и компания «Евростройстандарт». Последнее выпускает легкие сборные конструкции", – поясняет Давидович.
Этот режим можно назвать очень привлекательным. Он предусматривает освобождение от уплаты налога на прибыль в течение пяти лет после регистрации в качестве резидента МГТ, а также пятилетний период беспошлинного импорта технологического оборудования.
"Хорошие условия для наукоемких, высокотехнологичных предприятий, а вся реконструкция происходит за счет инновационного фонда Минского горисполкома. Она идет высокими темпами и происходит без остановки производства тех предприятий, которые уже есть", – заявляет директор МГТ.
Мотовелозавод: новое юрлицо и грандиозные планы
Одним из резидентов технопарка стал и производитель мотоциклов и велосипедов.
Пока ОАО "Мотовело" в стадии банкротства, новое юрлицо ООО "Мотовелозавод", как рассказал Давидович, занимает лишь часть одного из зданий, а именно корпуса №3, и безвозмездно пользуется этими площадями.
"Завод купил современные станки и выпускает на них комплектующие для изготовления своей продукции, поднимая степень локализации. Там делают каркасные детали велосипедов, колеса, сваривают раму, а не занимаются отверточной сборкой китайских комплектов, как хотят представить недоброжелатели", – рассказывает об одном из своих арендаторов Давидович.
Легендарное предприятие, в конце 1980-х выпускавшее сотни тысяч велосипедов и мотоциклов различных модификаций, сейчас похвастать таким же размахом не может.
"В месяц с конвейера сходит 5000–6000 велосипедов и 400–500 мотоциклов. Сегодня выпускаем около 70 моделей и 250 модификаций велосипедов, 11 моделей мотоциклов, в производстве –7", – рассказывает главный инженер "Мотовелозавода" Сергей Пецевич.
Причем выпускается эта техника руками всего лишь 170 человек.
"На данный момент наша продукция уходит в страны ЕАЭС (РФ, Казахстан, Кыргызстан, Армению) и Азербайджан, поставки в ЕС прекращены. Ранее мототехника и велосипеды экспортировались в одну из стран Африки и Вьетнам. Прорабатываются вопросы поставок в дальнее зарубежье", – поясняет главный инженер.
По его словам, в последние два года компания сделала упор на насыщение белорусского рынка своей продукцией. И сегодня около 35% велосипедов в магазинах – отечественные.
"Хотим быть доминирующим поставщиком", – заявляет Пецевич.
В свое время для спасения предприятия на пост руководителя был назначен экс-мэр Минска Николай Ладутько. Но он не справился с поручениями по повышению локализации производства – в "белорусском" мотоцикле и детали, и дизайн оказались китайскими.
Спустя два года топ-менеджеры предприятия делятся достигнутыми успехами.
"Мы производим колесо полностью. Есть прессовое, режущее оборудование, дробеструйная работа, сварка. Получая листовой или трубный прокат, на финише мы имеем рамный окрашенный комплект", – рассказывает главный инженер завода.
По его словам, во главу угла ставится импортозамещение.
"Цель на ближайшие годы – замена импортного модельного ряда, ведь многие компании покинули Беларусь. Мы должны в 2025 году локализовать 80% моделей исчезнувших с прилавков велосипедов", – отмечает Сергей Пецевич.
У предприятия есть план нарастить производство, под это выстраивается и кадровая политика.
"Через три года мы должны выйти на ежегодный объем выпуска 12 тыс. мотоциклов и 130–150 тыс. велосипедов. Для этого штат будет увеличен до 270 человек", – приводят цифры на предприятии.
Там уточняют, что уже сейчас активно набирают людей различных рабочих профессий.
Для мужчин с прямыми руками
А вот в соседнем корпусе уже работает компания "Евростройстандарт", созданная в 2022 году с участием госкапитала.
"Сначала прошли тендеры для закупки оборудования, затем оно долго изготавливалось в России и Китае. Почти все станки не серийные, под наши заказы, поэтому ждали их по восемь-девять месяцев. Потом шел монтаж. И в марте 2024-го запустили производство металлических профилей, из которых собираем стеновые панели различных форм и конструкций", – рассказывает директор Павел Щурко.
Деньги выделили учредители – УКС Мингорисполкома, "Минскстрой" и 35-й трест. И финансы немалые – затраты исчисляются миллионами долларов.
"Сейчас еще «Минскпроект» добавился – все это «заинтересованные лица» в продвижении нашей продукции", – поясняет собеседник.
В месяц здесь производится примерно 100 т металлопрофилей, а занимается этим всего 11 человек. Работников немного по причине высокотехнологичности.
"Автоматический станок выпускает уже готовые элементы стен – со всеми вырубками и подписанными частями. После этого мы без болгарок по чертежам собираем панели", – рассказывает директор госкомпании.
Хотя предприятие работает всего несколько месяцев, его продукция уже использовалась при строительстве инфекционной больницы, центров охраны труда и изоляции правонарушителей, коттеджей, и в том числе 6-го корпуса технопарка.
По словам Щурко, дом из панелей их производства может собрать любой мужчина с прямыми руками: больших навыков не требуется.
Под любого заказчика
В соседнем корпусе, пока ожидающем реконструкции, тоже кипит работа. Тут уже в прошлом году разместилось ЧТУП "Глобалпродсервис", занимающееся проектированием и производством оборудования для переработки масличных культур: подсолнечника, рапса, конопли, льна.
Мастер сварочного участка Павел Чубрик рассказывает, что продукция компании идет в основном на белорусский рынок, а также для предприятий Краснодарского края РФ.
"Всю производственную линию делаем, чтобы после наладки заказчик мог нажать кнопку и получить масло из различных масличных культур . В год выпускаем семь-восемь линий различной мощности", – поясняет он.
По словам специалиста, все зависит от требований заказчика, под которые компания разрабатывает проект.
"Выбирать производительность надо с умом, ведь суть этой линии – работа в три смены без остановки, в автономном режиме", – отмечает Павел Чубрик.
Причем предприятие не только изготавливает сложное оборудование, но и оказывает полный спектр услуг: проектирует и поставляет его при желании заказчика, монтирует и производит пусконаладочные работы, сервисное обслуживание, обучение персонала.
Как стать резидентом технопарка
В реконструируемых корпусах №1 и №2 будет создан логистический кластер. Площади займут производители оборудования для медицины и ветеринарии, а также компании, занимающиеся точной мехобработкой и изготовлением спецтехники на базе шасси МАЗ.
Все корпуса уже "расписаны". Вероятно, поэтому сегодня уже нет шансов попасть на эту площадку даже у реально наукоемких и высокотехнологичных компаний.
"Тем не менее мы не отказываем желающим, а ищем возможности для размещения высокотехнологичных предприятий, стараемся быть их поводырем в сложных экономических условиях, в которых оказалась наша страна", – обрисовывает перспективы потенциальных резидентов из числа малых и средних предприятий руководитель МГТ.
По его словам, сейчас работающими компаниями занято лишь несколько корпусов. Поэтому если у кого-то сорвутся планы, то для небольшой компании здесь смогут найти место.
"Но не надо забывать, что у нас есть запас офисных площадей, которые могут использоваться по-разному: как места для работы инженеров производственных компаний, так и офисы IT-компаний", – отмечает Давидович.
Это не первая площадка технопарка. Есть еще стартовая – в Дражне, а также разрабатываемая рядом со станцией метро "Автозаводская". Но на бывшем "Мотовело" – самая важная, перспективная и пока единственная, на которой развернулись столь масштабные работы.
>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber