Поставки белорусской продукции за рубеж пойдут через порт Мурманска.
За Полярным кругом уже побывала экспертная группа, которая изучила несколько площадок, сообщил Telegram-канал посольства Беларуси в РФ.
Калий пойдет по Северному морскому пути?
После закрытия для белорусских грузов балтийских портов в Литве и Латвии белорусские власти озаботились перспективами экспортных поставок через российские порты. Рассматривались разные варианты, но сейчас, похоже, решено сконцентрировать усилия на Кольском полуострове.
Напомним, что заменить возможности Клайпедского и отчасти Вентспилсского порта попытались с помощью 19 или 20 российских портов, через которые в 2022 году шли белорусские грузы.
Кроме этого, активно обсуждалась возможность то ли постройки, то ли покупки белорусской стороной порта в РФ. Назывались даже конкретные варианты.
Самым вероятным виделся порт "Бронка" (расположенный в Санкт-Петербурге), так как там можно обустроить терминал для перевалки калийных удобрений. Но не так давно появилась информация, что этот современный порт купила российская фирма.
Похоже, что белорусская сторона отказалась от варианта с портом в Ленинградской области, до которого от Солигорска менее тысячи километров (до Клайпеды по железной дороге 673 км), и решила ввязаться в масштабный проект на Кольском полуострове.
Дорогая и бесполезная игрушка?
Отметим, что расстояние между Мурманском и Солигорском (а речь идет прежде всего об экспорте калийных удобрений) по ж/д составляет более 2300 км. Это не только усложняет и удорожает транспортировку калия, но и в разы увеличивает оборот вагонов даже по сравнению с вариантом на балтийском побережье РФ.
Губернатор Мурманской области рассказал о том, что за Полярным кругом побывала экспертная группа (в нее вошли представители министерства транспорта и "Беларуськалия"), изучившая несколько площадок "по документам, по бумагам".
"Сейчас идет детальная окончательная отработка. Мы ждем очередной визит руководства правительства Беларуси в апреле-мае этого года, чтобы зафиксировать площадку, где будет построен этот терминал", – поведал Андрей Чибис СТВ.
По его словам, работа над проектом – в активной стадии. Назвал чиновник и планируемый грузооборот – от 5 до 7 млн тонн. Напомним, что через терминал в Клайпедском порту (на 30 % принадлежащий "Беларуськалию") до 2022 года экспортировалось свыше 10 млн тонн белорусских удобрений.
Ключ в порт в руках РЖД
Важно и то, что Северный ледовитый океан замерзает – судоходство возможно только шесть месяцев в году, для увеличения навигации требуется помощь ледоколов, что удорожает доставку грузов.
О цене проекта для белорусской стороны речи пока не велось, но наверняка придется вложить сотни миллионов долларов. К тому же около 2000 км российских железных дорог могут в любой момент стать для белорусских грузов "золотыми" – если РЖД отменит льготный тариф на перевозку калия.
Без него прибыль от экспорта важнейшего экспортного товара для Беларуси станет мизерной.
Но Андрей Чибис не унывает: "У нас без ограничений выход в Мировой океан, что гарантирует свободу и суверенитет поставки того груза, который есть".
>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber