В Беларуси появится еще одно крупное промышленное предприятие, о создании которого на днях рассказал заместитель премьер-министра Юрий Шулейко.
"В Барановичах может родиться один из громаднейших заводов по производству холодильников. С китайской компанией идут обсуждения, так сказать, этого вопроса", – заявил чиновник.
Так как это не первый белорусско-китайский проект, реализуемый властями двух стран, то могло показаться, что, как и многие другие (целюллозно-картонный комбинат в Светлогорске, ГЭС в Витебской области, Добрушская бумажная фабрика, объекты в "Великом камне" и т.д.), он будет реализовываться по знакомой схеме.
А именно на деньги Пекина, китайскими же компаниями, по технологиям КНР и с привлечением рабочей силы из Поднебесной.
Но, судя по информации Единого портала финансового рынка (ЕПФР), это не так.
Кредит на Br36 млн под залог завода
Как следует из опубликованного ЕПФР "существенного факта", Барановичский завод автоматических линий взял в Беларусбанке кредит на создание производства холодильного оборудования.
В информации о крупной сделке указан и размер кредита – Br36 млн (по курсу на 19 сентября, а именно тогда была совершена сделка, это $11,252 млн).
Деньги предназначены "для финансирования работ по подготовке производственной площадки в рамках реализации совместного белорусско-китайского проекта «Создание производства холодильного оборудования»".
Похоже, во время недавнего визита высокопоставленного китайского чиновника в Минск не удалось договориться о выделении китайского кредита на этот проект. Ведь среди озвученных проектов завод холодильников не фигурировал.
"В соответствии с потребностью правительства Республики Беларусь правительство Китайской Народной Республики предоставляет технико-экономическую помощь в размере ¥300 млн", – сказано в документе.
Межправительственный документ, подписанный 14 августа, был опубликован на Национальном правовом интернет-портале лишь 20 сентября.
Завязка на китайские технологии
Из-за наложенных на Беларусь санкций экономика страны все сильнее зависит от китайских технологий.
Об этом говорят цифры, озвученные в ходе недавнего визита премьера Госсовета Китая Ли Цяна.
Сейчас Беларусь прорабатывает с КНР 15 инвестиционных проектов на $3 млрд. При том, что за предыдущие 17 лет в нашей стране реализованы 27 промышленных проектов на сумму $5 млрд.
Из 15 разрабатываемых наиболее важными считаются третий этап проекта по глубокой переработке зерна БНБК, строительство заводов по производству сульфатной беленой целлюлозы и ДСП, организация современного автоматизированного литья, выпуска двигателей, полипропилена, карбамида, хлората натрия, перекиси водорода, кальцинированной соды.
Станет ли второй завод конкурентом "Атланта"
Что касается перспектив строительства завода в Барановичах, то Шулейко не уточнил, с какой компанией из КНР ведутся переговоры.
Отметим, что в Беларуси давно работает завод холодильников – минский "Атлант".
Ранее на предприятии заявляли, что намерены в ближайшее время развернуть производство морозильных ларей и умных холодильников.
На "Атланте" также анализируют рынок посудомоечных машин, но их выпуск "пока более далекая перспектива". А вот стирально-сушильная машина под этой маркой может появиться раньше.
Также стоит сказать, что в Барановичах находится станкостроительный завод, который давно входит в холдинг "Атлант". Но кредит взял не он, а Барановичский завод автоматических линий (БЗАЛ).
Согласно информации, обнародованной ЕПФР, балансовая стоимость активов, определенная на основании данных бухгалтерской отчетности БЗАЛ, составляет Br33,589 млн. Таким образом, размер кредита превышает стоимость самого завода.
Таковой она была на 1 августа 2024 года, а еще восемь месяцев назад, 31 декабря 2023-го, стоимость всех активов предприятия, которым управляет БЖД, составляла Br30,777 млн.
В них входили увеличившиеся основные средства (Br19,926 млн, +Br1,451 млн по сравнению с концом декабря 2022 года) и краткосрочные активы предприятия (Br10,742 млн, +Br1,561 млн).
Месяц назад государство, которому принадлежит почти 100% акций предприятия в Барановичах (доли процентов у физлиц), передало их от БелЖД в управление Минпрома.
>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber