Российские власти рассматривают введение запрета на экспорт из-за дефицита топлива на внутреннем рынке и роста цен на бензин, появилась вчера, 23 мая. Об этом написал Reuters со ссылкой на источники на промышленном рынке и в правительстве.
Главной причиной того, что в РФ возникла нехватка бензина, эксперты видят в действиях правительства Мишустина: в апреле Минфин предложил сократить топливный демпфер в два раза за период с июля 2023 года по июль 2024 года.
Из-за этого цены поползли вверх, достигнув максимума с начала военного конфликта между Россией и Украиной. Второй причиной стали сезонные ремонты на российских НПЗ.
После ФАС, желая предотвратить дефицит и сдержать рост цен, заявила о том, что поддержат ограничение экспорта бензина.
"Мы поддержим этот механизм, если он будет предложен. Такая мера может защитить топливный рынок. Мы будем следить за ценами. За работу нефтяных компаний отвечает Минэнерго, если от них инициатива будет, мы поддержим", – сказал глава ФАС Шаскольский.
Кроме того, власти могут увеличить объем обязательной продажи автомобильного бензина на бирже.
Плюсы для бюджета
По оценке Минфина, сокращение топливного демпфера благотворно скажется на российском бюджете, который сэкономит ₽30 млрд в месяц. При этом эксперты считают, что после этого прибыльность нефтеперерабатывающих заводов может сократиться вдвое, из-за чего компании повысят оптовые цены.
Еще одна выгода для бюджета – увеличение поставок российского топлива за рубеж, что собственно и стало поводом для решения о сокращении субсидий НПЗ. За первые три с половиной месяца 2023 года компании из РФ увеличили экспорт бензина почти на 40% год к году, до 1,8 млн тонн.
Важно отметить, что санкции привели к тому, что на российских НПЗ стали смешивать бензин с нафтой, что позволяет продавать такой продукт по верхнему пределу санкционного потолка цен в $100 за баррель.
Делать это стало возможно в том числе и потому, что экспортные потоки переориентировались: вместо ЕС топливо пошло на рынки Африки и Латинской Америки, менее требовательные к составу топлива, чем прежние покупатели.
Дизель бензину не ровня
Отметим, что экспорт нефти РФ за год восстановился, нефтепродуктов – увеличился. Их нехватка на российском рынке подталкивает цены вверх, а власти – к ограничению экспорта.
Важно знать, что дизтоплива они не коснутся, так как ситуация с ним диаметрально противоположная. Если бензины из РФ намного выгоднее экспортировать, чем продавать на внутреннем рынке (разница 10-13 тыс. российских рублей на тонне), то на дизтопливо текущие биржевые цены выше примерно на ₽8 тыс. рублей за тонну.
Так что российской "солярки" на белорусских заправках точно меньше не станет. А вот перед белорусскими НПЗ, которые технологически превосходят российские, открывается широкий российский рынок бензина.
>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber