Будем шить: как в Беларуси готовят дизайнеров модной одежды

Владимир Савич
В БГУ есть специальная кафедра, где все разговоры только о том, что следует носить.
Будем шить: как в Беларуси готовят дизайнеров модной одежды
Фото: New Africa / Shutterstock.com

Перед стартом нового учебного года поговорим о моде. Точнее, о людях, которые разбираются в ней профессионально и учат этому других.

Поможет нам заведующая кафедрой дизайна моды факультета социокультурных коммуникаций Белорусского государственного университета, кандидат искусствоведения, доцент Елена Атрахович.

Кто в БГУ главный по моде

О модной одежде Елена Игоревна готова говорить часами. В теме десятки лет. Окончила Белорусскую государственную академию искусств. Там же затем и преподавала более 15 лет.


Завкафедрой дизайна моды факультета социокультурных коммуникаций БГУ Елена Атрахович. Фото: Tochka.by

Заведовала кафедрой моделирования костюма в Институте современных знаний. Работала в министерстве культуры, Институте искусствоведения этнографии и фольклора Национальной академии наук Беларуси.

Завкафедрой дизайна моды БГУ с момента основания: с 2017 года.

Несмотря на столь внушительный послужной список, уверяет, что о моде знает не все.

"Это просто невозможно: настолько широка, глубока и разнообразна тема", – говорит собеседница.

Именно этим, а также возможностью творческим людям самовыразиться она объясняет большой интерес к профессии дизайнера и высокий конкурс во вступительной кампании 2023 года в БГУ на специальности данного направления.

Конкурсы на специальности, связанные с дизайном, традиционно высокие. Фото: Tochka.by

На "Дизайн костюма и текстиля" претендовало более пяти человек на место. Набрали двенадцать. Одиннадцать девчонок и один парень.

Особенность – творческий конкурс. Нужно нарисовать натюрморт из геометрических фигур и композицию.

Во время занятий. Фото предоставлено героиней материала

"К нам приходят некоторые студенты, которые никогда не пользовались швейной машинкой, даже в глаза ее не видели. Это не страшно, научим. Но вот без владения хотя бы основами рисунка в нашей профессии делать нечего", – предупреждает Елена Атрахович.

Что изучают дизайнеры модной одежды

Дизайну в сфере моды раньше обучали пять лет. Сейчас программу уплотнили до четырех.

Студенты изучают теорию моды и историю костюма, дизайн-проектирование, компьютерные технологии и проектную графику, цифровую декоративную живопись, академический рисунок, конструирование и технологии швейного производства, фэшн-фотографию и другие дисциплины.

Студенты учатся рисовать фэшн-эскизы в цифровом виде. Фото предоставлено героиней материала

Практику будущие дизайнеры модной одежды проходят в Национальной школе красоты, на базе дизайн-центра ОАО "Камволь", в Национальном академическом Большом театре оперы и балета, Белорусском государственном академическом музыкальном театре, на предприятиях концерна "Беллегпром".

Студенты знакомятся с производством на предприятии "Камволь". Фото предоставлено героиней материала

Изучается история мирового костюма, но внимание акцентируется и на родном, белорусском: "Что за дизайнер, который не знает собственных корней?"

Студенты ходят в музей Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси, где собрана богатая коллекция подлинных костюмов.

"Там делаются зарисовки, изучаются особенности вышивки в разных регионах страны, традиции кроя, приемы украшения. Можно все буквально пощупать собственными руками. И это очень ценно", – считает Елена Атрахович.

"Мы не только даем молодым людям определенные знания и навыки, но и погружаем их в творческую среду. Процесс напоминает этапы создания костюма: от замысла и эскиза до готового произведения", – поясняет собеседница.

Как относятся к непослушным студентам

На вопрос, как преподаватели реагируют на нестандартных и непослушных студентов, заведующая кафедрой отвечает с улыбкой: "Я таких очень люблю. И всячески поддерживаю. У них нередко возникают оригинальные идеи".

Вместе с тем Елена Игоревна убеждена, что в основе любых творческих экспериментов лежит все же классическое образование.

"Это как в живописи: сначала осваиваются академические, а уже потом возникают иные стили и направления: абстракционизм, кубизм, футуризм и так далее. В дизайне одежды все то же самое. В противном случае это дилетантство", – поясняет собеседница.

Она обращает внимание, что в нынешнем году выпускники представили дипломные работы именно с авторскими костюмами. Таково было задание. Получилось интересно.

Кое-что из дипломных работ. Фото: предоставлено героиней материала

Важно также, что во время учебы студенты получают возможность демонстрировать свои работы публике, участвуя в модных показах. Университет это всячески поддерживает и поощряет.

Уже становится традицией устраивать показ коллекции моделей одежды в рамках проекта "BSU Fashion Day. Весенние фантазии". Опробовали в торговом центре "Столица". Публики было много.

Показ в торговом центре "Столица". Фото предоставлено героиней материала

Объявили также конкурс моды среди студентов и молодых дизайнеров, на который ожидают гостей из российских вузов.

Об учениках

За годы работы в сфере моды Елена Атрахович подготовила очень многих специалистов, которые трудятся в разных уголках Беларуси и далеко за ее пределами.

"Среди них есть известные дизайнеры, и, когда вижу их работы, испытываю гордость. Но выделять никого не стану, это неэтично", – говорит она.

Отметила только своих бывших учениц, которые пришли к ней на кафедру преподавать: Валерию Крыса, Марину Машедо и Татьяну Остапчик. Первая – дизайнер с именем, которую приглашают на модные показы в разные страны. Две другие тоже набирают обороты, обе весьма талантливы. "Горжусь ими", – сказала Атрахович.

Некоторые выпускники кафедры возвращаются сюда – теперь уже преподавать. Фото: Tochka.by

Она считает, что хорошие традиции в области дизайна одежды сложились в Гродно и Витебске, где подготовка специалистов ведется в местных университетах.

"У них свои стилистические подходы, они выделяются, их работы я сразу узнаю", – говорит Атрахович.

Отношение к тому, что продается в белорусских магазинах

Ассортимент одежды белорусских магазинов Елену Атрахович не удручает.

"Есть прекрасные образцы. Зайдите в "Белорусский лен". Начиная от шорт и сорочек, заканчивая платьями и пальто – все радует глаз. А известный белорусский бренд Elema с их замечательными работами? Есть и другие примеры, поверьте, их немало. Считаю, что уровень дизайнерской одежды в Беларуси возрастает. Особенно в последнее время", – убеждена собеседница.

Она соглашается, что на запросы покупателей гораздо проще реагировать небольшим ателье, чем крупным предприятиям, но и гиганты легкой промышленности постепенно становятся более мобильными, все активнее занимаясь продвижением своей продукции.

Что происходит в мировой моде

По оценке Елены Атрахович, в период глобализации очень трудно выделить какую-то национальную школу моды, хотя определенные тенденции просматриваются.

"Раньше мода отражала особенности эпохи и была неразрывно связана с религиозными и социальными нормами. Она держалась столетиями. Затем появились ярко выраженные авторские стили, которые сменялись буквально через каждые десять лет. Сейчас мы наблюдаем смешение стилей, торжество дизайнеров-экспериментаторов", – говорит специалист.

По ее наблюдениям, стало допустимым сочетать одежду разных брендов или, например, пиджак от классического английского костюма и юбку из газовой ткани с оборками.

"Весь вопрос в эстетике. Важно не перешагнуть грань и не выглядеть пошло", – уверена она.

Как развить хороший вкус

Как считает собеседница, профессионалы сразу видят, где хорошо, а где плохо. Остальным же стоит формировать в себе насмотренность, прививать чувство прекрасного.

"Рецепт прост: ходить в музеи, галереи, посещать театры, выставки, показы модной одежды, читать специальную литературу, хорошие книги. Глаз и мозг тренируются делать отбор, интуитивно замечая красивое или безобразное", – говорит Елена Атрахович.

Чувство прекрасного тоже необходимо развивать. Фото: Tochka.by

Она уверена, что полезно также смотреть показы с недель высокой моды: английской, французской, итальянской, американской.

"Они очень разные. Есть коллекции, главной целью которых является эпатаж. Ориентируйтесь на классику. Это как будто дернуть за натянутую струну. Она будет дрожать, но все равно вернется в первоначальное положение", – поясняет эксперт.

Как создается что-то новое в одежде

Готовых рецептов создания чего-то модного в одежде не существует, считает Елена Атрахович. Все очень индивидуально.

Пример привела из другой области.

"Мой знакомый хореограф современных танцев сказал, что ходит в ночные клубы и там профессиональным глазом отмечает новые оригинальные движения, смену пластики молодых людей. Затем адаптирует это, стилизует и использует в своих постановках. Смотрится свежо и модно. Опытные дизайнеры одежды действуют примерно так же, чутко улавливая любые изменения и тенденции", – объяснила она.


Уровень дизайнерской одежды в Беларуси растет. Фото: Tochka.by

Как пояснила эксперт, мировая индустрия моды использует для этого глубокие исследования, заказывая их у специальных агентств. Допустим, о наиболее покупаемых фасонах, о предпочтениях в цвете и так далее.

Там не менее Елена Атрахович уверена, что белорусские дизайнеры одежды в тренде, они мыслят современно, оригинально, творчески. А еще они трудолюбивые и упорные. Так что студентам, которые в новом учебном году придут на кафедру дизайна моды БГУ, будет чем заняться. Им помогут себя проявить.

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки