Ранней весной, пока не распустились почки деревьев, а "подснежники" из гаражей и стоянок уже вернулись на улицы, воздух всегда становится менее прозрачным. Выяснили, кто и чем загрязняет сильнее всего атмосферу в городах, а также как следят за качеством воздуха.
Воздух – не колбаса: если вам не понравилось приобретенное в магазине мясное (по идее) изделие, в следующий раз вы с легкостью можете купить другое. И даже вернуть испорченную палку продавцу. С воздухом сложнее: как бы ни был он вреден для здоровья, другой не купишь.
Станциями мониторинга покрыта вся страна, но неравномерно
Кто следит за уровнем загрязнения атмосферного воздуха в Беларуси? Для этого существует Национальная система мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь (НСМОС), которая включает в себя 13 видов мониторинга. Осуществляет его Белгидромет.
"Сеть мониторинга атмосферного воздуха включает 67 стационарных пунктов наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, в том числе 51 пункт с дискретным режимом отбора проб и 16 автоматических станций", – пояснили в Белгидромете.
Кроме того, в 2023 году введен в эксплуатацию передвижной пункт наблюдений (мобильная лаборатория), но до недавнего времени он в дело не вступал.
"Автоматически" – значит предсказуемо по времени
Как видно на схеме, качество воздуха проверяют далеко не везде. При этом в столице аж 12 пунктов наблюдения. Где они расположены, как работают, сколько заборов проводится в день, в какое время – поинтересовался журналист Tochka.by в Белгидромете.
Оказалось, что из дюжины минских станций пять – автоматические. Они расположены по следующим адресам: пр. Независимости, 110а, ул. Тимирязева, 23, ул. Радиальная, 50, районы улиц Корженевского и Героев 120-й Дивизии.
Семь пунктов с дискретным режимом отбора проб расположенных по адресам ул. Судмалиса, 16, ул. Бобруйская, 8, ул. Челюскинцев, 22, ул. Богдановича, 254, на пересечении ул. Щорса и ул. Грушевская, ул. Шаранговича, 38 и ул. Шабаны, 16.
"На автоматических станциях измерения концентраций загрязняющих веществ проводятся круглосуточно и непрерывно. На пунктах с дискретным режимом отбор проб воздуха осуществляется в сроки 1, 7, 13 и 19 часов (за исключением воскресенья и праздничных дней). В целом по Минску количество определений на таких пунктах в день составляет порядка 130, в неделю – чуть более 800, в год – более 40 тысяч", – привели данные в Белгидромете.
Чтобы проверить пробы на станциях с дискретным режимом отбора проб, техник-химик доставляет их в лабораторию, где проводится химический анализ. Периодичность наблюдений за концентрациями загрязняющих веществ на таких пунктах варьируется от 2 до 4 раз в сутки (кроме воскресных и праздничных дней).
Выходит, что забор проб всегда проходит в одно и то же время, и те, кто потенциально может сильно испортить качество воздуха, знают, что "лучшее" время для выброса – через пять минут после автоматического отбора.
Дело в том, что станции расположили когда-то у нескольких заводов, потому как именно они являются потенциально опасными загрязнителями.
Транспорт заменил заводы в качестве главной опасности
Что обычно мы представляем себе в качестве загрязнителя воздуха? Предприятия с темным шлейфом из заводских труб. Но оказывается, это давно не так в абсолютном большинстве случаев. И Беларусь со своей столицей не исключение: в индустриальных (и тем более постиндустриальных) странах главной угрозой стали автомобили.
В Минске десяток лет назад (по официальной информации) 87% всех вредных выбросов давали именно машины. Но осенью 2023-го начальник отдела контроля за охраной атмосферного воздуха, водных ресурсов и недр Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Анастасия Прокопович заявила, что на транспорт приходится лишь 80% выбросов загрязняющих веществ.
Цифра поражает воображение: количество жителей столицы за эти годы увеличилось на сотни тысяч (а с ближайшими пригородами и того больше), еще сильнее пропорционально выросло число авто. При этом несколько "грязных" промышленных предприятий столицы либо снесены, либо на них модернизировали системы очистки выбросов. И по идее машины должны были увеличить свою долю.
Тем более что в 2009 году предприятия Минска выбросили 49,4 тыс. тонн загрязняющих веществ, а в 2015-м – около 23,2 тонны. В 2022 году (согласно приведенной чиновницей информации) выбросы от "стационарных источников" составили всего-то 18,9 тыс. тонн. А вот от мобильных источников (автомобилей) – 73,4 тыс.
Выходит, что выбросы авто (хоть их и стало заметно больше) пропорционально уменьшились еще сильнее. Несмотря на отказ властей от развития трамвайно-троллейбусной сети столицы взамен автобусной и не всегда продуманную транспортную политику.
Чем же "радуют" легкие белорусов заводы и авто?
Главная опасность – мелкодисперсная пыль
"В воздухе городов Республики Беларусь на пунктах с дискретным режимом отбора проб определяются концентрации основных загрязняющих веществ, таких как твердые частицы (недифференцированная по составу пыль/аэрозоль), углерода оксид, азота диоксид, серы диоксид, а также концентрации специфических загрязняющих веществ: формальдегида, аммиака, фенола, сероводорода, сероуглерода и другие", – рассказали в Белгидромете.
Перечень впечатляет. А часто ли фиксируются превышения предельно допустимых уровней?
Оказалось, что есть "проблемные районы" в пяти городах (результаты 2022 года), – это Гомель, Могилев, Жлобин, Новополоцк и Полоцк. Жителям столицы не увидеть в списке Минск может быть несколько удивительно – неужели почти двухмиллионный город, кишащий автомобилями и с десятками различных предприятий, чист почти как альпийская деревушка?!
Заметим – при том, что в пределах МКАД и около нее расположена аж дюжина станций, и в Минске (а также Жлобине), в отличие от других мест, измеряются концентрации твердых частиц, фракции размером до 2,5мкм (ТЧ2,5) – мелкодисперсной пыли, являющейся бичом больших городов.
"Проблемы с качеством атмосферного воздуха в отдельных районах городов были вызваны повышенными концентрациями ТЧ10, ТЧ2,5, азота диоксида, азота оксида, серы диоксида, формальдегида и приземного озона. Превышения нормативов ПДК по другим загрязняющим веществам носили эпизодический характер и фиксировались в основном при неблагоприятных метеорологических условиях. Однако общая картина состояния атмосферного воздуха большинства промышленных центров республики достаточно благополучна", – уверили корреспондента Tochka.by в Белгидромете.
Некоторым жителям Минска может быть сложно поверить в столь благостную картину. Тем более что в самом грязном районе Минска – Заводском – ни одного автоматического пункта контроля. И только один неавтоматический, на улице Челюскинцев, где данные снимаются всего 4 раза в сутки.
Чем опасны основные загрязнители городского воздуха
Пыль
Пылинки, зола и другие частицы размером до 10 микрон способствует развитию заболеваний дыхательной системы. Мелкие частицы глубже проникают в дыхательную систему, чем более крупные, и уже не покидают организм при выдохе.
Частицы меньше 2,5 микрон оседают глубоко в легких, а самые мелкие из них даже могут попасть через альвеолы легких в систему кровообращения, а позже распространяются по всему организму, включая мозг.
Они образуются, например, при износе тормозов или шин транспортных средств, истирании дорожного полотна, при отоплении жилых домов. Чем мельче частицы, тем вреднее они для здоровья.
Формальдегид
Канцерогенное вещество, причина онкологических заболеваний. Токсично, негативно воздействует на генетический материал, репродуктивные органы, дыхательные пути, глаза, кожный покров, оказывает сильное действие на центральную нервную систему, вызывает головные боли, утомление и подавленность.
Наиболее высокие концентрации наблюдаются в "часы пик" или в условиях фотохимического смога.
Формальдегид в городах образуется главным образом автомобилями: выделяется в выхлопах. "Помогают" и промышленные предприятия. Кроме того, это вещество выделяется при сжигании мусора: на свалках бытовых и промышленных отходов.
Диоксид азота
Бурый газ, который образуется в процессе сжигания органического топлива. Оксиды азота поступают в атмосферу от промышленных предприятий, электростанций, печей и котельных, а также от автотранспорта, и в атмосфере трансформируются в диоксид.
Воздействует в основном на дыхательные пути и легкие, а также вызывает изменения состава крови, в частности, уменьшает содержание в крови гемоглобина.
Снижает сопротивляемость к заболеваниям, вызывает кислородное голодание тканей, особенно у детей. Усиливает действие канцерогенных веществ, способствуя возникновению рака. Образующаяся в результате взаимодействия диоксида азота с водой азотная кислота является сильным коррозионным агентом.
>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber