Деловой и внутренний: как будет дальше развиваться белорусский туризм

Владимир Савич
После слияния "БелЭкспо" и "ЦентрКурорта" все застыли в ожидании открытия нового выставочного центра. Как он изменит индустрию путешествий – поговорили со специалистом.
Деловой и внутренний: как будет дальше развиваться белорусский туризм
Фото: A Potonya / Shutterstock.com

"БелЭкспо" и "ЦентрКурорт" объединились в единое целое. Некоторые назвали этот процесс поглощением, в котором победу над туроператором одержала выставочная компания.

Почему это произошло и как отразится на качестве и объеме предоставляемых услуг, корреспондент портала Tochka.by расспросил заместителя директора Национального выставочного центра "БелЭкспо" по туристической деятельности Елену Лихимович.

Что ослабило мировой туризм

По мнению собеседницы, главным фактором, который существенно повлиял на туризм во всем мире, стала пандемия коронавирусной инфекции. Причем ограничения на путешествия продолжаются до сих пор. Кризис больно ударил по туроператорам, агентствам и, безусловно, по потребителям, вынужденным подстраиваться под новые реалии.

"Режим ограничений, конечно, сказался на эффективности работы всех туристических компаний Беларуси. "ЦентрКурорт" не исключение. Учредителем было принято решение среагировать на изменившуюся ситуацию, объединив возможности крупнейшего туроператора и ведущего выставочного предприятия Республики Беларусь", – поясняет Елена Лихимович.

Фото предоставлено героиней публикации
Она считает, что турбизнес постепенно выходит из кризиса. Спрос на путешествия, активности, деловые мероприятия растет.

"Люди устали от хандры. Они хотят мечтать, планировать будущее, получать позитивные эмоции. И наша задача: помочь им", – говорит Лихимович.

По ее мнению, сейчас происходит переформатирование туристической сферы: особенно возрос интерес к внутреннему туризму, повысилось количество услуг, доступных в электронном виде, все больше компаний возвращается к доковидной жизни, активизировался MICE-туризм (деловой туризм).

Чего не хватает Минску для развития туризма

Елена Лихимович уверена, что дальнейшему развитию туризма (и в первую очередь делового) во многом будет способствовать открытие в Минске международного выставочного центра. Торжественное перерезание ленточки намечено на следующий год. Комплекс расположится вблизи пересечения МКАД и Долгиновского тракта.

"Сложилась парадоксальная ситуация, но в белорусской столице нет крупного современного выставочного центра. Экспоненты кочуют то в Футбольный манеж, то во Дворец спорта, то на «Минск-Арену». Должен быть специализированный объект, как это принято во многих странах мира. Запрос сформирован уже давно", – уверяет Елена Лихимович.

Как рассказала собеседница, основным партнером по MICE-туризму выступают россияне, которые заметно активизировались в последнее время. Их корпорации заинтересованы в проведении международных встреч, конференций, выставок.

"Мы для них интересны по многим причинам. Во-первых, недалеко от Москвы и Санкт-Петербурга – основных центров деловой активности. Во-вторых, у нас с ними единая языковая среда. В-третьих, в Беларуси успешно работает российская национальная платежная система «Мир». А она действует даже не во всех странах СНГ. Но запросы партнеров мы, увы, не всегда способны удовлетворить, потому что в городе нет конференц-залов большой вместимости", – отмечает Елена Лихимович.

Новый выставочный центр закроет эту проблему. Площадь здания составит почти 37 тыс. м2. Там будут выставочные и конференц-залы, комнаты для совещаний, объекты общественного питания и многое другое.

"Многие минчане и гости столицы наверняка помнят «стекляшку» ВДНХ в центре города. Выставка была местом постоянного притяжения туристов. Дети и взрослые с удовольствием ходили туда, чтобы посмотреть на БелАЗы, МАЗы, тракторы и все, чем славилась республика. Уверена, новый выставочный центр станет одним из привлекательных и интересных мест в нашей стране", – говорит Лихимович.

Как развивать внутренний туризм

Еще одно направление, на котором "БелЭкспо" планирует сосредоточить свое внимание, – это внутренний туризм. Пандемия и мировой кризис "спровоцировали" интерес белорусов к собственной стране. И оказалось, посмотреть есть на что.

По мнению собеседницы, это особенно наглядно продемонстрировала недавняя туристическая выставка "Отдых-2024". На ней впервые был представлен турпотенциал всех 118 районов Беларуси. Каждый регион постарался рассказать о себе живо, наглядно, оригинально. Это приятно удивило как отечественных, так и зарубежных участников выставки.

Фото: Tochka.by
"Я в отрасли уже много лет, объездила страну вдоль и поперек, но во время выставки сделала для себя немало открытий. Люди на местах стараются придумать что-то новое, креативное, удивить туристов. Они объединяются в кластеры, проводят совместные мероприятия, предлагают посетить объекты соседних районов, сравнить блюда национальной кухни, поучаствовать в мастер-классах. Это всегда интересно и познавательно", – уверяет Елена Лихимович.

Фото: Tochka.by
По ее наблюдениям, нет такого, чтобы из года в год экспоненты выставляли одно и то же, а это говорит о том, что туризм на местах продвигают люди творческие, работающие с выдумкой, глубоким погружением в тематику.

"Так что путешествовать по Беларуси нужно. Это позволяет получать новые знания по истории и географии страны, ознакомиться с памятниками, музеями, храмами, зарядиться позитивом. Тем более что всегда можно найти варианты отдыха по интересам и бюджету", – убеждена собеседница.

Как продвигать национальные парки

Елена Лихимович поделилась некоторыми планами по работе предприятия. Она считает, что одна из важнейших задач – полнее раскрыть туристический потенциал национальных парков Беларуси.

"Люди знают в основном о Беловежской пуще. Но и там основой поток посетителей зимой, потому что во время новогодних праздников детей массово везут в резиденцию Деда Мороза. В остальные поры года внимание к пуще не столь велико. И напрасно!" – считает замдиректора "БелЭкспо".

Фото: bieszczady_wildlife / Shutterstock.com
По ее мнению, нужно активнее продвигать тему уникальности реликтового первобытного леса, сохранившегося в относительно нетронутом виде: "Пуща – место не только для прогулок. Туристам нужно предложить целый набор услуг: от мастер-классов по выпечке хлеба, изготовлению изделий из глины или дерева до медитации среди древних деревьев".

Елена Лихимович сетует, что многие белорусы недостаточно хорошо знают о Березинском биосферном заповеднике. Не говоря уже о Припятском и Нарочанском национальных парках. А ведь и там немало интересного и уникального.

"Сама только недавно узнала, что в Нарочанском парке есть рыбохозяйство, которое проводит экскурсии и показывает, как разводят судака. При этом посетителям предоставляют возможность поймать рыбу, которую тут же вкусно приготовят и подадут к столу", – рассказывает Лихимович.

Березинский заповедник знаменит редкими растениями, птицами и животными. Он славится водными маршрутами и мифологией.

На Припяти свои "фишки": фестиваль "Зов Полесья", древний Туров, плавучая гостиница-баржа, труднопроходимые болота.

Нарочанский край привлекает озерами, живописными ландшафтами, санаториями, туристическими стоянками.

Собеседница подчеркивает, что туристу сейчас недостаточно послушать о месте, где он находится. Важно вовлечь его в процесс познания и насыщения эмоциями. Нужны события, праздники, фестивали. Можно практиковать тематические и индивидуальные туры. В том числе гастрономические.

Елена Лихимович отмечает, что при этом необходимо подтянуть в нацпарках инфраструктуру, создав комфортные условия для проживания и отдыха посетителей.

"Важно, чтобы не получилось несоответствие рекламы и реальных возможностей для приема туристов. С этой целью мы сейчас разрабатываем концепции по развитию наших нацпарков. Процесс непростой, но рассчитываем, что толк от этого будет. Задачи ставим перед собой амбициозные", – резюмирует Елена Лихимович.

>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки