
Глэмпинги в Беларуси появились совсем недавно. Роскошные купольные шатры, шалаши с панорамными окнами или сафари-тенты привлекают внимание тех, кто любит отдых на природе, но не готов отказываться от городского комфорта.
На "инстаграмные" домики с живописным видом всегда большой спрос. И цена. Таких проектов пока единицы. И хотя потенциал для развития этой индустрии огромен, динамики роста не наблюдается. В чем причина и какие сложности?
Многие называют глэмпингом то, что им не является
Первые глэмпинги появились в Беларуси после пандемии. Но бума не произошло, в отличие от России, где их количество с 2019 года выросло с 60 до 550, из которых 66% работает круглый год. У нас статистики по глэмпингам не ведется. И такого термина в законодательной базе тоже нет. А раз нет, то что к ним относить и как считать?
По запросу в интернете многие ресурсы выдают от 11 до 16 объектов. Но по факту настоящих глэмпингов у нас и десятка не наберется. По тем или иным признакам к глэмпингам относятся Rapa Nui, Dzen Forest, Nomad Houses, "Мыс", "Солнечный кит", "Утрина"…

Государство подобные проекты активно поддерживает. Поэтому глэмпинги стали расти как грибы после дождя. Появились шатры на Куршской косе, комфортабельные палатки рядом с живописными озерами в Карелии, на Байкале, на Халактырском пляже Камчатки, прозрачные иглу для наблюдением за северным сиянием между Мурманском и Арктическим океаном.
Учитывая, что Беларусь на 40% покрыта лесами, глэмпингам у нас самое место. Сейчас большой спрос позволяет таким объектам держать высокую стоимость размещения: цена за ночь в них зачастую вдвое выше, чем в отелях – $200 в “инстаграмном” A-фрейм-шалаше. В целом разбежка цен – Br150–500 в сутки. Многих любителей отдыха на природе цена шокирует.
Особенно если сравнивать с кемпингом, где за Br10 в сутки можно поставить свою палатку в оборудованном лагере. Но и уровень комфорта и сервиса в глэмпингах максимально приближен к гостиничному. Вы просыпаетесь в лесу с видом на озеро, чувствуете запах елей, но… на ортопедической кровати с белоснежным постельным бельем и со всеми удобствами: стильная мебель, освещение, Wi-Fi, баня, купель, биотуалет, а в некоторых – даже душ с горячей водой.
Такой отдых быстро вошел в моду. И слово "глэмпинг" стали добавлять в описание своих гостевых домиков и агроусадеб все кому не лень.
"Это приводит к путанице и разочарованию. Если хозяин агроусадьбы поставит у себя на территории белл-тент или треугольный домик, он от этого не станет глэмпингом", – считает руководитель комитета РСТИ по развитию глэмпингов, кемпингов и инфраструктуры активного туризма, а также основатель и управляющий кемпинга и глэмпинга "Мыс" Сергей Третьяк.
С его слов, это всего лишь средство размещения… В России уже второй год идет активная борьба за то, чтобы законодательно закрепить стандарты и четкие критерии для глэмпингов, чтобы кто попало не мог себя так называть, а туристы понимали, на что они могут рассчитывать в таких средствах размещения.

"У нас, например, звуковой ретрит не только в глэмпинге, но и в кемпинге", – рассказывает Сергей.
Он считает, что в современном мире тишина становится дефицитным товаром.
"В первый год мы теряли очень много гостей, запрещая даже в кемпинге музыкальные колонки и шумные вечеринки. Получали отзывы: «Не отдых, а сплошные надзиратели: то нельзя, это нельзя». В итоге очень быстро выкристаллизовалась публика, которая, наоборот, начала благодарить. И, судя по обратной связи, запрос на цивилизованный отдых на природе большой", – констатирует Третьяк.
В чем же сложности?
В большинстве своем реализовать подобные проекты в Беларуси легче всего на частных землях или территории объектов туризма – санатория, базы отдыха, или это может быть комбинация частной и госсобственности. Прийти со своими гламурными шатрами и развернуть их на любой лесной опушке не так-то просто.
По мнению экспертов, главным препятствием становится отсутствие правового поля и ясного понимания, где можно строить глэмпинги, а где нельзя, и как получить необходимый статус места отдыха, если в законодательной базе даже нет такого понятия, как глэмпинг.

Основание, чтобы предоставили электричество, должно быть следующим: либо вы живете или прописаны в этом лесу, что исключено, либо используете под строительные нужды, что на землях лесного фонда тоже запрещено. Создание минимальной инфраструктуры – это не только удобства для гостей, уверены создатели глэмпингов, но и способ сохранения природы.
От того, что будут работать бензиновые генераторы в лесу, вреда будет больше, чем от установки одного трансформатора и организации электроснабжения хотя бы в зоне ресепшен, где будут мини-кухня, горячий душ, прачечная…
"По статусу мы даже не зона отдыха, а просто арендаторы лесных угодий", – сетует Сергей Третьяк.
С его слов, в пожароопасные периоды, когда действует ограничение или запрет на посещение лесов, нас это тоже касается. В связи с этим в конце лета мы вынуждены были писать коллективное прошение, чтобы нам не сокращали и без того короткий турсезон, который длится три-четыре месяца с учетом погоды.
Поэтому с лесными участками связано множество ограничений, их статус не определен, и вы фактически оказываетесь в правовом вакууме. На вас накладываются различные неясные нормы и требования, что затрудняет процесс развития и использования этой земли.
Например, невозможно оградить участок в лесу или установить шлагбаумы. Любой грибник, рыбак или турист может свободно передвигаться по территории глэмпинга при условии, что он не пользуется услугами. Любая порча имущества, пропажа – никакой страховки.
В то же время, согласно условиям арендного договора, арендатор обязан осуществлять контроль и уборку территории, примыкающей к участку на протяжении 300 м. Однако, если кто-то разводит костер или оставляет мусор рядом с вашим лагерем, вы не можете этому препятствовать, но убирать придется.
Пути решения
Сейчас глэмпинги – это рынок энтузиастов и мелких игроков. Для привлечения инвестиций и развития этой индустрии, по мнению экспертов турбизнеса, нужны программа развития глэмпингов и кемпингов и четкий механизм действий, на основании которого можно получать разрешение и реализовывать свои проекты.
Инвесторам нужна понятная и простая система одного окна, поскольку процесс получения разрешений на строительство сейчас требует обращения в различные министерства и ведомства, между которыми отсутствуют согласованность и эффективное взаимодействие. Проблема заключается в том, что нет ни программы развития, ни того, кто бы этот процесс курировал.

Следующий шаг – наладить межведомственное взаимодействие, чтобы облегчить малому бизнесу строительство таких средств размещения. И развивать туризм на диких территориях, где по факту он и так присутствует, но в стихийной форме, что только лишь наносит вред и ущерб природе.
"Прежде чем построить глэмпинг, мы зачищали и приводили в порядок территорию: мусора вывезли неимоверное количество, несколько прицепов", – рассказывает Сергей.
По его уверениям, компания старается максимально обустроить глэмпинг всем белорусским – матрасами, мебелью, кострищами-мангалами. Мы оплачиваем услуги санэпидстанции для дезинфекции территории от клещей, местного ЖКХ по вывозу мусора, прачечной, пилорамы, дорожной техники для благоустройства.
Это способствует не только развитию туризма, но и экономическому росту региона и сельской местности. Поэтому важно поддерживать тех, кто своими силами и средствами стремится перевести отдых на природе в цивилизованное русло, чтобы таких инициатив было больше.
>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber