У него было 14 братьев и сестер. Двое старших, остальные – мал мала меньше. Чтобы пробиться в люди, нужно было очень сильно постараться. И он это делал: работал с малых лет, усердно учился, потом отправился за границу, чтобы заняться наукой.
Делом всей жизни для него было создание независимого государства, в котором стал затем и первым руководителем. Tochka.by вспоминает Хаима Вейцмана, родившегося на земле белорусской и умершего на Земле обетованной.
Как Вейцман влюбился в химию
Хаим Вейцман родился 150 лет назад в местечке Мотоль Гродненской губернии (сейчас – Брестская область). Его папа служил чиновником конторы по сплаву леса, мама занималась детьми.
Учиться Хаим начал с пяти лет, а уже в восьмилетнем возрасте родители отправили его вместе с одним из братьев в Пинск в семиклассное реальное училище.
Хаим был мальчиком любознательным и трудолюбивым. Это помогало ему беспрепятственно переходить из класса в класс.
Парень особенно увлекся химией: часами пропадал в лаборатории, любил расспрашивать преподавателя, изучать технологические процессы на маслобойне, винокуренном, пивоваренном и спичечном заводах. Любовь к химии определила выбор профессии.
Там же, в Пинске, Хаим стал ярым приверженцем идей сионизма, то есть объединения и возрождения еврейского народа на его исторической родине – земле Израиля. Но об этом чуть позже.
На каникулах Вейцман приезжал на свою малую родину – в Мотоль, чтобы помочь отцу и дяде сплавлять по реке лес.
В своих мемуарах "В поисках пути" Хаим вспоминал: "Нельзя забывать и о счастливых каникулах. Были летние путешествия на дядиных плотах – вверх по каналу до Бреста, а затем вниз по Бугу до Варшавы".
Как Вейцман оказался в Европе
На последнем курсе перед Хаимом встал вопрос, где продолжить учебу. В России из-за пресловутой черты оседлости и слишком малой процентной нормы для евреев шансов поступить в университет Москвы или Санкт-Петербурга было немного. Вейцман отправился в Европу.
В Высшей технической школе в Дармштадте и Королевском техническом колледже Берлина изучал биохимию.
В 1898 году переехал в Женеву для работы над докторской диссертацией. В возрасте 27 лет стал преподавателем в местном университете.
Тогда же запатентовал свое первое изобретение и удачно продал его промышленникам. На вырученные деньги помог своим братьям и сестрам получить высшее образование.
В 1904 году по приглашению Манчестерского университета Вейцман переехал в Великобританию. Спустя год ему было присвоено звание профессора. Еще через пять лет Хаим Вейцман стал гражданином Великобритании.
Именно там проявился его талант химика, который особенно раскрылся во время Первой мировой войны.
Чем занимался Вейцман-ученый
Исследователи биографии Хаима Вейцмана указывают, что именно он справился с задачей, поставленной военным министром Дэвидом Ллойд Джорджем: придумать, как можно производить в промышленных масштабах ацетон. Эта бесцветная летучая жидкость с характерным запахом необходима была для производства бездымного пороха, а значит, для пуль и снарядов.
Ученого пригласили в Лондон и назначили консультантом по производству ацетона при Адмиралтействе.
На базе нескольких разорившихся пивоваренных заводов Вейцман опробовал новую технологию, используя в качестве исходного сырья кукурузу. И в результате Британия в кратчайшие сроки получила около 300 тыс. т первоклассного ацетона.
Во время Второй мировой войны ученый работал над созданием синтетического каучука. Информации об этом немного, но вот как оценил его деятельность вице-президент США Генри Уоллес:
"Мир никогда не узнает, какой значительный вклад внес доктор Вейцман в успешное осуществление программы производства синтетического каучука в то время, когда эта программа зашла в тупик и продвигалась крайне медленно".
В 1942 году произошла трагедия: в одном из воздушных боев погиб старший сын Вейцмана – Михаэль, служивший летчиком в британских ВВС. Чтобы хоть как-то приглушить горе, Хаим полностью погрузился в науку.
К примеру, он принял участие в разработке высокооктанового горючего для британской армии.
А еще Вейцман занимался поиском новых способов изготовления белков, столь необходимых для стран с голодающим населением. Кроме того, работал над созданием новых классов красителей.
Есть сведения, что ученого привлекали для консультаций по проблемам использования атомной энергии. Известно, что Хаим общался с крупнейшими физиками века: Эрнестом Резерфордом, Альбертом Эйнштейном и Нильсом Бором.
На счету Вейцмана более ста патентов, бóльшая часть которых была внедрена в производство. Его даже несколько раз номинировали на Нобелевскую премию по химии.
Что появилось раньше – Лондон или Иерусалим?
И все же главное достижение всей жизни Хаима Вейцмана лежит в иной плоскости.
Политическое и военное руководство Великобритании неоднократно интересовалось у ученого, чем отблагодарить его. В ответ всякий раз звучало, что лично ему ничего не надо. Хаим неизменно просил об одном и том же: помочь евреям вернуться на Землю обетованную.
Личное знакомство с Ллойд-Джорджем и Уинстоном Черчиллем позволяло Вейцману настойчиво лоббировать интересы своего народа.
Споры по поводу создания еврейского государства велись давно, но безрезультатно. В качестве некого компромисса предлагалось евреям расселиться в Уганде. О том, что это невозможно, Вейцман спорил с министром иностранных дел Великобритании Артуром Джеймсом Бальфуром.
"Я тогда сказал ему: господин Бальфур, если бы я предложил вам Париж вместо Лондона, вы согласились бы? Он помолчал, посмотрел на меня и ответил: «Но, доктор Вейцман, Лондон у нас есть». Верно, сказал я, но Иерусалим у нас был, когда на месте Лондона были еще болота", – вспоминал потом Хаим.
В результате появилась "Декларация Бальфура", выражавшая "благосклонность" британского правительства к созданию "еврейского национального очага в Палестине".
Принципы, заложенные в том документе, затем неоднократно пересматривались (в том числе и английским правительством), тем не менее "Декларация" сыграла важную роль в создании еврейского государства.
Как Вейцман стал президентом Израиля
Одной из самых активных и заметных фигур в продвижении идеи сионизма был именно Хаим Вейцман, который с 1920 года возглавлял Всемирной сионистскую организацию. Он проводил огромное количество встреч, выступал на международных конференциях, спорил, доказывал.
Усилия увенчались тем, что 29 ноября 1947 года после жарких дискуссий большинством голосов ООН приняла резолюцию о разделе Палестины.
Через несколько дней Вейцман встретился с президентом США Гарри Трумэном и получил от него согласие на предоставление льготного займа в $100 млн новому еврейскому государству. Это была большая дипломатическая победа.
Трумэн заверил также, что с Израилем будут установлены дипломатические отношения, после того как там будет избрано демократическое правительство.
Израиль провозгласил независимость 14 мая 1948-го. Через два дня Хаим Вейцман был избран главой Временного государственного совета Израиля, а в феврале следующего года Кнессет утвердил его кандидатуру в качестве первого президента страны.
"Я не уверен, что доктору Вейцману так уж нужно это президентство, но президентство доктора Вейцмана морально необходимо государству Израиль", – заявил тогда премьер-министр страны Давид Бен-Гурион.
Через два года Вейцмана вновь избрали на пост президента. Однако его здоровье к тому времени заметно пошатнулось, сил на то, чтобы в полной мере заниматься государственными делами, оставалось немного.
Вейцман – о том, когда случаются чудеса
Хаим Вейцман 9 ноября 1952 года скончался в Реховоте, где его дом служил и президентской резиденцией.
Его именем названы центральные улицы во многих городах Израиля, научно-исследовательский институт в Реховоте. Портрет первого президента страны был изображен на купюре номиналом 50 лир, затем – 5 шекелей.
В белорусском Мотоле, который стал агрогородком, сохранился дом, где первые годы своей жизни провел Хаим Вейцман.
О своем народе он говорил так: "Быть может, мы, евреи, – сыновья торговцев, но мы же и внуки пророков".
А еще Вейцман сказал, что "чудеса иногда случаются, но над этим приходится очень много работать".
>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber