Ранее спокойный рынок арендного жилья летом становится буквально на уши. Предложений мало, да и те разлетаются как горячие пирожки.
Арендодатели капризны: парни-студенты где-то на уровне хозяев трех котов. Нежелательны.
Впрочем, такая ситуация на рынке арендного жилья складывается практически ежегодно. Как с ней справляются сами студенты и сколько готовы платить в погоне за квартиру, в нашем материале.
Снимаем с первого курса
Делами второкурсника Ивана занимаются все: от мамы до сестры-минчанки. С первого курса в семье решили, что для парня снимут квартиру: общежития БГПУ, где учится наш герой, родные называют "убитыми".
С первого года университета объявления об аренде мама Вани смотрит с большим запасом по времени: практически с начала лета.
"Искали в группах VK, на сайтах Kufar и Onliner", – вспоминает события минувших беспокойных дней сестра парня Ольга.
В итоге квартиру семья нашла, но всего на день. Условия оказались совсем уж неприемлемыми для молодого человека. За комнату в "двушке" тогда мама Вани заплатила $125 (Br393). Позже аванс вернули: сослались на придуманные приступы астмы из-за старой мебели.
Тогда брат на несколько недель переехал к сестре, а квартиру удалось найти лишь к концу сентября.
"Мама объединилась с родителями другого первокурсника, и общими усилиями удалось подобрать жилье. За двухкомнатную квартиру каждая семья отдавала по $150 (Br472) в месяц. Квартира была хорошей за свои деньги. Хозяйка сдавала ее студентам впервые, но мальчики ей понравились", – рассказала Ольга.
Спустя год сосед Вани съехал – и хозяйка попросила выселиться и парня, решила сдавать квартиру семейным парам.
"Ищем с начала лета, уже согласны на все"
В этом году поиски возобновились. Сразу была идея снова снять двухкомнатную квартиру и найти парня на подселение, но за первый год однокурсники Ивана уже разбились на соседские пары.
Словом, задумались об аренде однокомнатной.
"По цене изначально рассчитывали на $230 (Br753), но затем присматривались к вариантам за $250 (Br819), а теперь готовы снять и за $270 (Br884)", – признается Ольга.
Повышать ценовые планки маму Ивана вынуждал сам рынок: мало вариантов, квартиры разбирают быстро, а сдавать помещение парню-студенту собственники чаще всего не хотят.
Ежедневно скроля ленту с объявлениями, семья смогла найти выгодный вариант: за $230 (Br753) рядом с домом сестры.
"При разговоре по телефону сказали, что работают по факту, и пригласили в офис обсудить детали и заключить контракт. Приехала, с трудом нашла офис, потому что не было никаких опознавательных знаков. Зашла, а там три девушки с листами бумаги и даже без компьютера. Я спросила, не сдали ли квартиру, – и мне сходу ответили, что нет. Настолько хорошая память?" – делится своим удивлением Ольга.
Только вместо показа конкретной квартиры агент стала настойчиво предлагать посмотреть и другие варианты.
"Я отказывалась и просила показать именно эту. В итоге нам так и не удалось заключить договор, ведь мне отказали, сославшись на то, что со студентами на осмотр квартиры специалисты не ездят", – передает сказанное агентами девушка.
Такому раскладу дел Ольга очень удивилась: раньше снимала жилплощадь для себя, и тогда агенты действовали иначе.
"Есть ощущение, что переплачиваем"
Второкурснице Марии повезло больше: они с подругой уже нашли жилье на ближайший учебный год. Поиски стартовали в июле. К началу августа девушки уже расслабились – квартирный вопрос был решен.
Искали жилплощадь на Kufar и Realt, арендными "квадратами" обзавелись благодаря первому.
"Изначально установили порог в $300, чтобы на двоих выходило не очень много. В этом диапазоне при поиске находили достаточно много квартир. Выбирали те, где в объявлении изначально указали: сдается от собственника. Поэтому с агентами взаимодействовать практически не пришлось: иногда все же на них попадали, несмотря на запись в объявлении", – рассказывает Мария.
Большинство просматриваемых девушками квартир были далеко от центра, несмотря на немаленькую стоимость.
В итоге студенткам повезло: попался вариант на Пушкинской и за $270.
"Состояние квартиры достаточно неплохое. Но, думаю, если бы мы начали поиски раньше, то нашли получше за такую цену. Сейчас есть ощущение, что переплачиваем. Поэтому в следующем году, надеюсь, переедем", – делится планами наша собеседница.
Несмотря на то что заселяться в квартиру девушки планируют лишь в конце августа, за нынешний месяц им пришлось заплатить полностью.
"Хозяйка пообещала, что это пойдет в счет оплаты последнего месяца пребывания в квартире", – обращает внимание Мария.
Из хорошего – с собственницей девушки сразу заключили договор. Они зарегистрировались по месту пребывания.
С квартирами действительно плохо?
Мы также промониторили сайты Kufar и Onliner на предмет арендного жилья. В первом случае выбор кажется больше, но как только дело доходит до обзвона, становится грустно.
По указанному телефону либо не отвечают, либо говорят совсем не то, что хочется услышать:
"Уже сдали"; "А кто снимать будет? Студенты? Нет, мы только семейным готовы".
В итоге за час обзвона мы – по нулям. Такое вот испытание.
Часто арендодатели ищут, кажется, мифических жильцов: "паре в браке, без детей, без животных, без вредных привычек, аккуратным, платежеспособным, только на долгий срок"… Не многовато ли требований для человека, который, по сути, предоставляет услугу, за которую получает немалые деньги?..
Есть и необычные объявления. Так, на Onliner мы нашли объявление о сдаче квартиры задаром. Но с условием.
"Подселю бесплатно в КВ [квартиру. – Tochka.by] к спокойной лежачей женщине-инвалиду за помощь по уходу. Отдельное спальное место...", – значится в описании жилья.
Цены на квартиры тоже взлетели. По стоимости до $230 на Onliner нашлось всего шесть объявлений. Все жилье, мягко говоря, нуждается в косметическом ремонте.
Увеличивая планку до $270, арендатор получит все еще скудный выбор, но уже из 19 объявлений.
Как должны работать агентства
Несмотря на сложную ситуацию с арендой квартир, мы все же рекомендуем внимательно относиться к сотрудничеству с агентствами недвижимости.
Напоминаем: еще в ноябре 2023-го Минюст запретил агентам брать плату до заселения клиента. Теперь механизм работы должен быть следующим: с потребителем заключают договор, затем подбирают жилье, подписывают акт об оказанных услугах. И лишь в конце всей этой цепочки взимают оплату. Она должна составлять пять базовых величин (Br200 на август 2024-го).
В то же время тарифы на прочие риелторские услуги также контролируются государством. В перечне есть расценки как на услуги по оказанию помощи в подготовке (оформлении) документов, связанных с наймом жилых помещений, так и на услуги по представлению информации о спросе и предложении на объекты недвижимости (в письменной форме) и подбору вариантов сделки с объектом недвижимости по найму жилых помещений.
Как в первом, так и во втором случае клиенту это будет стоить также пять базовых величин – Br200. Риелторские организации могут снизить указанную сумму, но превысить ее – нет.
При этом весь перечень услуг, что оказало агентство клиенту, можно посмотреть в договоре. Общая комиссия риелтору, которую и обязан оплатить квартиросъемщик, будет зависеть от объема услуг. То есть чем больше сделало агентство, тем больше конечный счет.
>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber