Как строилось и открывалось метро в Минске – ретрорепортаж

Представить белорусскую столицу без метро сегодня невозможно. А ведь появилось оно достаточно недавно. Собрали интересные факты из истории Минского метрополитена.
Как строилось и открывалось метро в Минске – ретрорепортаж
Фото: metropoliten.by

Тысячи людей ежедневно пользуются подземкой, чтобы добраться на работу, домой, в центр города. Даже не задумываясь, что этим нововведением городская инфраструктура смогла обзавестись менее 40 лет назад. И сам факт строительства стоял под вопросом.

Официально минское метро открылось 29 июня 1984 года. В этот день был пущен первый поезд для высокопоставленных чиновников. 

Фото: metropoliten.by

Чести прокатиться первыми на новом поезде удостоились метростроевцы и почетные гости. На следующий день – 30 июня – метрополитен открыл свои двери для всех минчан и гостей столицы. Сейчас в Минске проживает почти 2 миллиона человек, а метрополитен разросся до трех веток. 

Как это было

Фото: metropoliten.by

В советские времена метро планировали и строили только в тех городах, где проживает более миллиона человек. Это технологическая, детально просчитанная необходимость. То есть обойти такое правило было невозможно. Если жителей в городе меньше, чем миллион, то считалось, что создание метрополитена не оправдано, обычный транспорт вполне мог справляться с нагрузкой и доставлять горожан в пункт назначения своевременно и без заторов на дорогах.

Поэтому в начале 1970-х правительство БССР всеми силами стимулировало увеличение населения Минска. Для этого были созданы ряд льготных условий по переселению сельских жителей в столицу.

В итоге миллионный житель Минска родился в 1972 году. И до сих пор бытуют байки, что численность города тогда искусственно завышали, чтобы побыстрее начать стройку подземки.

Дали "добро"

Фото: metropoliten.by

В конце декабря 1976 года Совмин СССР утвердил проектную стоимость и дал "добро" на строительство метро в Минске. 

Согласно проекту, в Минске планировалось построить линию протяженностью 8,6 км с восемью станциями – от Института Культуры до Московской. Изначально рабочие название некоторых станций были иными. В районе улицы Московской логичным образом разместилась станция "Московская", также было и со станцией "Волгоградской". Сейчас мы их знаем под другими названиями – "Институт Культуры" и "Московская", соответственно. 

Документальное начало застройки метро было положено в марте 1977 года. А уже в 4 ноября того же года началось сооружение перегонного тоннеля между "Парком Челюскинцев" и "Московской". Эта дата отчего-то и считается официальным стартом строительства метрополитена в Минске.

Строили первую ветку 7 лет

Строительство первого отрезка от "Московской" до "Института культуры" заняло 7 лет, вместо планируемых 5. Произошло это из-за того, что было много сложных участков: грунтовые воды, Свислочь, железнодорожные ветки. Однако во время строительства ни одно здание не было снесено или разрушено. 

Не обошлось это событие и без недовольства. Длительная стройка вызвала негодование среди горожан. По их словам, затянувшееся строительство испортило вид проспекта на несколько лет. А сам процесс был непростым и затратным.

Свои особенности

Фото: metropoliten.by
Минское метро отличается от других станций советского времени тем, что имеет небольшую глубину, на которой находятся станции. Одна из причин – экономия средств, а вторая – высокий уровень подъема грунтовых вод. Из-за этого некоторые станции размещаются всего на глубине 10-17 метров. Это является существенным отличием от метрополитена в Москве, например.

А что насчет дизайна?

Фото: metropoliten.by

Одной из главных задач стал поиск достойного архитектурно-художественного оформления станций. Проектировщики решили использовать максимально светлые тона и оттенки, постепенно и плавно включая в них более яркие оттенки. Что из этого вышло, мы можем видеть сами воочию.

>>>Больше интересных историй - подпишитесь на наш Telegram