Легалайз гуманизма: как мир меняет наркополитику и что это значит для Беларуси

Дмитрий Растаев
Колумнист Tochka.by Дмитрий Растаев рассуждает о современной политике развитых стран в отношении наркотиков.
Легалайз гуманизма: как мир меняет наркополитику и что это значит для Беларуси
Фото: Prostock-studio / Shutterstock.com

Февраль был полон громких событий, и на их фоне почти незамеченным осталось одно, имеющее локальный характер, но указывающее на глобальный тренд.

В канадской провинции Британская Колумбия было декриминализовано хранение "тяжелых" наркотиков для личного потребления. Теперь полицейские не будут наказывать за хранение героина, кокаина, метамфетамина и т.д., если их вес не превышает 2,5 грамма.

Это решение власти приняли в связи с эпидемией передозировок: за последние семь лет в этом регионе от них погибли более 11 тысяч человек. Канадцы уверены: теперь наркоманы смогут быстрее начинать лечение, не опасаясь преследований.

"Декриминализация разрушает страх и стыд, связанные с употреблением психоактивных веществ, и позволяет чувствовать себя в большей безопасности, обращаясь за жизненно необходимой помощью", – заявила министр Британской Колумбии по вопросам психического здоровья и зависимостей Дженнифер Уайтсайд.

Кто-то может решить, что это какая-то перевернутая логика – ведь куда проще полностью запретить наркотики, и передозировки прекратятся. Однако опыт показывает обратное. Взять, например, Швецию. Ее наркополитика – одна из самых жестких в ЕС: тамошние законы не делят наркотики на "легкие" и "тяжелые", при этом карается не только хранение, но и потребление.

На первый взгляд, это работает: процент людей, хотя бы раз попробовавших наркотики, в Швеции низок – всего 15,6%. Для сравнения: во Франции он составляет около 45%. Вот только на уровень смертности это не влияет: ежегодно шведы фиксируют до 500 передозировок со смертельным исходом – почти в 20 раз больше, чем в Португалии, стране со схожей численностью населения, где отношение к наркотикам принципиально иное.

Португальский парадокс

Хранение и потребление любых наркотиков в Португалии декриминализовано еще в 2001 году. Там за это не арестовывают, а выносят предупреждение или выписывают штраф. Поначалу многие отнеслись к эксперименту скептически, но спустя годы он дал поразительные результаты.

Уже в первые пять лет после реформы смертность от наркотиков резко пошла вниз. Ее уровень и сегодня остается одним из самых низких в Евросоюзе: шесть смертей на 1 миллион человек среди людей в возрасте 15-64 лет, тогда как средний показатель по ЕС – 23,7 на миллион.

Число людей, осужденных за торговлю наркотиками (она по-прежнему под запретом), снизилось с 40% в 2001 году до 15,7% в 2019-м.

Кроме того, в Португалии – и это действительно парадокс – один из самых низких уровней наркопотребления в Европе. Перестав быть запретным, плод оказался не так уж и сладок.

Глядя на португальский опыт, эксперименты в области наркополитики начали проводить и другие страны. Среди них Уругвай (первая страна в мире, полностью легализовавшая марихуану), Нидерланды, Чехия, Испания, Австрия, Австралия, более 25 штатов США и т.д.

Dura Lex

Наркополитика белорусских властей – одна из самых суровых если не в мире, то в Европе точно. Суть ее укладывается в формулу, прозвучавшую с высокой трибуны еще в 2014 году: "Установим им такой режим, чтобы они, сидя в этой колонии, смерти просили".

В тот же год был подписан антинаркотический декрет, ужесточающий ответственность за наркопреступления, после чего к статье 328 УК приклеился ярлык "народная".

Фото: Nutlegal Photographer / Shutterstock.com

Поначалу жесть давала результаты. Как писали тогда СМИ, наркотическую заразу удалось купировать. Но прошло время, и зараза вновь замахала хвостом. Год назад генпрокурор Андрей Швед доложил Александру Лукашенко, что в 2021 году от передозировки наркотиками погибло почти вдвое больше людей, чем в 2020-м.

Кроме того, по информации зампредседателя Верховного Суда Сергея Кондратьева, снижается число лиц, осужденных за наркопреступления. Если в 2015 году их было около 3400 в год, то, по данным на конец 2021 года, мы имеем цифру в районе 1900, сообщил он осенью в эфире белорусского радио. И хотя в 2022-м, по словам того же Шведа, общее количество наркопреступлений сократилось на 4%, вряд ли это можно назвать серьезным прорывом.

Кто-то решит, что государство просто ослабило хватку, и надо лишь трохи подкрутить гайки, но на деле все гораздо сложнее. Ситуация подобных "качелей" не уникальна для Беларуси.

Гуманизм вместо репрессий

Управление ООН по наркотикам и преступности утверждает, что, несмотря на жесткие меры, предпринимаемые правительствами, за последние сорок лет производство опиума в мире выросло более чем на 380% – с 1 до 4 тысяч тонн в год. Растет и производство других наркотиков. Плюс чуть ли не каждый год синтезируются новые вещества.

Фото: Orawan Pattarawimonchai / Shutterstock.com

Мировая "война с наркотиками" началась в 1961 году, когда страны ООН подписали Единую конвенцию о наркотических средствах. В 2011 году Глобальная комиссия по вопросам наркополитики дала оценку этой войне, признав, что она проиграна с разрушительными последствиями для личности и общества и что жесткая антинаркотическая политика не достигла своей цели, зато породила широкую эскалацию насилия во всем мире.

В сентябре 2014 года комиссия представила второй доклад. В нем она предложила легализовать хранение ряда наркотиков, а также регулировать их продажу теми же механизмами, что продажу алкоголя и табака.

"На смену карательной идеологии должны прийти более гуманные и эффективные подходы, основанные на научных данных, принципах общественного здравоохранения и правах человека", – подчеркивалось в докладе.

В сложном современном мире вообще нельзя решить какую-либо проблему репрессивными методами – репрессии лишь загоняют ее вглубь, и через какое-то время она заявляет о себе снова. Это касается и наркотиков.

Именно поэтому мир ищет новые подходы. Некоторые могут показаться рискованными, и пока не известно, к какому результату они приведут, но одно очевидно уже сейчас: государство и общество должны поступать так, чтобы наркоман был их союзником в войне с наркотиками. Если же к нему относиться как к врагу, эта война не кончится никогда.

*Мнение колумниста может не отражать точку зрения редакции

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки