Realt заглянул в ТЦ "Купаловский", чтобы посмотреть, как сейчас живет некогда одна из самых популярных торговых площадок.
Чтобы попасть в этот место, не надо выходить на улицу из метро: оно находится в самом подземном переходе. Сразу у входа продаются картины белорусских художников. Рынок "Вернисаж" переехал сюда с Октябрьской площади в 2018 году. Потом часть художников-продавцов из "Купаловского" "релоцировались" на Зыбицкую. Сейчас здесь остаются несколько точек и много свободных подвесов для картин.
"Называйте это бесплатной выставкой. Зрителей мы наблюдаем чаще, чем покупателей. Обычно покупают работы или иностранцы, или в подарок иностранцам", – улыбается один из художников.
Во всем "Купаловском", если не считать "Вернисаж", около десяти торговых точек, почти половина из которых – книги.
"Сейчас проще все раздарить"
Есть точка с парфюмерией, гжель, цветные линзы, фото на документы и магазин спортивного питания. Одежды и обуви здесь нет, единственное — теплые шапки и шарфы.
"Все, пока", — продавец шапок говорит по телефону, но когда видит посетителей, сразу заканчивает разговор.
"Давайте шапочку выберем", — обращается к посетителям. Продавец рассказывает, что вышла первый день после долгого перерыва, пересмотреть товар и "провести ревизию".
"У меня остатки, я их пока не расценивала, но это подвисший старый товар. Сейчас проще раздарить это все, а в следующем сезоне продавать новое", — говорит продавец.
"Нет горячей воды и отопления, но удобное расположение для интернет-магазинов"
"Торговый центр сейчас не особенно активный, мягко говоря. Он находится на балансе Комаровки, но не очень нужен ей, вот и болтается сам по себе. Комаровка — это совершенно другой мир. Люди, которые привыкли руководить рынком с продуктами, не очень понимают, что с этим всем делать. Для них главное, чтобы все было спокойно, тихо и без эксцессов", — говорит другой продавец.
В жизни "Купаловского", считает молодой человек, было несколько периодов: в 2000-х это был торговый центр, куда люди приходили за одеждой и обувью, в начале 2010-х это направление начало умирать. Новый этап случился, когда закрылась книжная выставка на ВДНХ.
"Когда сюда пришли продавцы с ВДНХ, здесь было буквально 4−5 роллетов, даже свет не везде включали. Добавились продавцы из концертного зала "Минск". Расположение же для интернет-магазинов, например, очень удобное. А большинство книжных здесь как раз работают как интернет-магазины. Но в остальном, удобств особых нет: при достаточно высокой коммунальной плате нет горячей воды и отопления. Только тепловые пушки на входе. Хотя раньше здесь же как-то меряли одежду. Наверное, было теплее?".
"Это был первый ТЦ, больше ничего не было, — рассуждает о популярности "Купаловского" в 2000-х продавец. — Когда начали открываться другие объекты, у людей появился выбор, и ТЦ так постепенно начал терять популярность. Последние точки с одеждой закрылись где-то в 2019—2020 годах. До этого оставались еще пару точек еще из тех, что были в самом начале. В 2020 году многие закрылись по экономическим причинам. Когда случилась пандемия, мы писали коллективное обращение администрации, чтобы снизили аренду — этого не сделали, но дали рассрочку. У многих продавцов это не единственная точка в городе и когда надо было выбирать, что закрывать, закрывали в объекты здесь. Был магазин с пряжей, мобильных аксессуаров. Они остались на тех точках, где у них выше проходимость".
Сегодня, рассказывает мужчина, многие вообще не знают о ТЦ.
"Большинство людей, которым говоришь, что работаешь в "Купаловском", спрашивают: а он еще работает? Многие думают, что он давно закрылся: нет никаких упоминаний и движа. На днях мне сбросили фото рекламы в метро — и я очень удивился. Ведь до этого самая большая реклама была на дверях самого торгового центра".
Другая продавец просит, чтобы про "Купаловский" хорошо написали, чтобы "покупатели снова пошли"
"Раньше здесь можно было купить уникальные вещи из Франции или Германии. Люди часто ехали конкретно в "Купаловский" за чем-то", – говорит она.
Продавцы вспоминают, что летом были разговоры о том, что ТЦ закроют на ремонт, а потом передадут одному арендатору.
"Мы тогда обратились в администрацию — нам сказали, что ничего такого не планируется. Если мы останемся, а придет кто-то еще, будем только рады. Аренда за метр у нас достаточно высокая, но учитывая, что площади небольшие, выходит общая сумма не такая и большая. Думаю, если бы арендную плату снизили процентов на 20, это бы дало возможность заполнить ТЦ с большой вероятностью".
Сейчас на дверях ТЦ висит объявление о том, что площади сдаются в аренду.
"Мы намекали администрации, что надо кого-то привлекать: чтобы люди приходили, нужна заполненность и разнообразие. Можно было бы приглашать и государственные предприятия. За последние годы было несколько новых арендаторов — продавали мужские украшения, наборы ножей, зонты и шарфы… Но все они проработали совсем недолго" – говорят на прощание продавцы.