В Беларуси маломерные суда необходимо регистрировать, но тут есть много нюансов, в которых можно потеряться. Поэтому Tochka.by собрала все простые советы, чтобы упростить жизнь рыбакам и дать спокойно заниматься любимым хобби.
Сразу стоит отметить, что если грузоподъемность вашей лодки, согласно техническим характеристикам, превышает 225 килограмм, то судно нужно регистрировать. Если меньше, то можете не переживать, ведь владельцы таких плавсредств освобождаются от прохождения процедуры регистрации. Однако для них использование мотора под запретом.
В какой срок надо зарегистрировать лодку в Беларуси и какие нужны документы?
В законодательстве страны говорится, что владельцы маломерных судов должны поставить их на учет не позднее 30 дней с момента приобретения.
При этом стоит заранее проверить наличие всех документов, которые вам потребуются. Список приводим ниже:
- договор купли-продажи на лодку и мотор (правоустанавливающие документы)
- паспорта на судно и двигатель, если таковые имеются (руководства по эксплуатации с отметками о продаже)
- квитанция об оплате за прохождение процедуры регистрации
- заявление на постановку судна на учет (заполняется на месте)
- документ, удостоверяющий личность владельца лодки (паспорт, водительское удостоверение, либо вид на жительство).
Если у вас все бумаги в наличии и в норме, то можете смело отправляться в Государственную инспекцию по маломерным судам. После успешного завершения процедуры – вам потребуется нанести номер на свою новую "ласточку".
Удобнее всего использовать для нанесения цифр и букв заранее подготовленный трафарет, а краска подбирается в зависимости от материала судна.
Номера наносятся на оба борта судна, одной строкой. На расстоянии 1/4 длины корпусной части от форштевня (носа лодки), выше ватерлинии. Стандартные параметры номера: высота – не менее 10 см, ширина – 5 см, толщина символов – 1,5 см, расстояние между символами 1-2 см.
Что нужно для прохождения техосмотра маломерного судна?
После того, как вы прошли процедуру регистрации, то в течение 10 дней необходимо пройти техосмотр. Важно знать, что без этого лодкой пользоваться нельзя.
Чаще всего, пройти техосмотр можно в день постановки плавсредства на учет, что очень удобно и не занимает много времени.
В дальнейшем техосмотр нужно будет проходить с определенной периодичностью:
- маломерные гребные лодки, пребывающие в эксплуатации менее 10 лет, нужно технически освидетельствовать раз в 5 лет
- маломерные гребные лодки, оснащенные двигателем и пребывающие в эксплуатации менее 10 лет, нужно технически освидетельствовать раз в 3 года
- маломерные суда иных типов и гидроциклы, пребывающие в эксплуатации менее 10 лет, нужно технически освидетельствовать раз в 2 года
- маломерные суда всех типов и гидроциклы, пребывающие в эксплуатации более 10 лет, нужно технически освидетельствовать ежегодно.
Что должно быть на борту при использовании лодки?
Пришло время собрать все необходимое для малого, а может и длинного, плавания. Об этом тоже уже позаботились и составили конкретный список.
Разумеется, нельзя выходить на воду при неисправности, если все в норме, то захватите с собой следующие предметы:
- огнетушитель и противопожарное одеяло (для лодок с мотором)
- медицинская аптечка
- весла
- якорь
- приспособление для швартовки судна
- водоотливное устройство.
Во время передвижения по водоему, на судовладельце и пассажирах должны быть одеты и застегнуты спасательные жилеты. Отмечается, что эти правила распространяются на все типы судов, вне зависимости от того, подлежат они регистрации или нет.
Когда необходимо получать удостоверения на право управление лодкой?
Если маломерное судно оснащено подвесным двигателем мощностью более пяти лошадиных сил (3,7 кВт), судовладелец обязан пройти обучение на базе ГИМСа и получить водительское удостоверение на право управления моторной лодкой.
Порядок прохождения обучения во многом схож с таковым в автошколах, по окончанию обучения нужно будет сдать теоретический и практический экзамены.
Какие маломерные суда не подлежат регистрации?
Лодки, грузоподъемность которых менее 225 килограмм не нужно регистрировать, однако двигатель и мотор на них тоже не повесишь.
Таким образом рыбаки ограничены в возможностях, однако статистика говорит о том, что белорусы стали активно использовать маломерные суда грузоподъемностью выше 225 килограмм.
Согласно информации Государственной инспекции по маломерным судам, в 2023 году было зарегистрировано более 8 тыс. новых маломерных судов. Всего на учете в государственной инспекции находится более 175 тыс. таких плавсредств.