Школьный учитель труда Антон Базыленко и сам не знает, откуда у него такая любовь к дереву. В каждой коряге мужчина видит потенциальное изделие: шкатулку, сундук или подставку под горячее. А началось все пятнадцать лет назад с ольховой щепы, которую хотели отправить в утиль, пока не вмешался будущий мастер. Побеседовало с героем истории издание "Белка".
"Только не выбрасывайте!"
Антон Базыленко вспоминает, как однажды заглянул к коллеге в школьную мастерскую.
Тогда он еще преподавал историю и даже не задумывался о рубанках и молотках.
Кто–то принес в кабинет ольховые рейки и попросил сделать из них рамки. После работы на столе учителя остались небольшие тонкие щепки. Я обратил внимание на "некондицию" – у ольхи был красивый насыщенный цвет. И решил подарить щепкам вторую жизнь, – вспоминает Антон Базыленко.
Чуть позже мастер–любитель сделал из них фигурки–абстракции. И пошло–поехало! Шкатулки, сундуки, подсвечники, ключницы, вешалки, копилки – чего только нет в коллекции педагога.
Но главное, что все вещи имеют свое назначение и могут использоваться в быту, а не пылиться на полках.
Пособие из дерева
Новое хобби так увлекло мастера, что в итоге он занялся стендовым моделированием и архитектурным макетированием, а в школе начал преподавать трудовое обучение.
Создавая копии замков, церквей, мостов и усадеб, Базыленко к процессу всегда подходит основательно – обращается к трудам известных зодчих и археологов. Иногда покорпеть над воплощением в жизнь идеи приходится не один месяц. Зато результат заслуживает стать выставочным экспонатом.
Кстати, в 2015 году у историка–трудовика уже была персональная выставка. Посетители получили возможность рассмотреть в деталях деревянные копии гомельского феодального замка XV–XVI веков и многих других уникальных сооружений.
Каждый макет – это и новый опыт, и новые знания. Особенно для моих учеников. Когда я им показываю, как создавалась копия той или иной архитектурной достопримечательности, вопросы льются как из рога изобилия. Согласитесь, глядя на картинку в учебнике, такого эффекта не получишь, – уверен собеседник.
Сегодня в коллекции Антона Базыленко – крестьянские и феодальные усадьбы, знаменитая Каменецкая вежа и даже копия дома, где родился Якуб Колас. Останавливаться мастер не планирует. Совсем скоро обещает заняться реконструкцией Новогрудского замка, в реальности разрушенного почти до основания.
Любовь к труду через костеры
Чаще всего материалом для очередной работы становятся обыкновенные ящики, в которых перевозят фрукты.
Прихожу на рынок или в магазин, спрашиваю, можно ли забрать деревянную тару. Обычно вопросов не возникает, отказывают редко. Все равно ящики потом отправятся в мусор. Так почему бы не сделать из них что–то стоящее? – уверен педагог.
Помимо тары из магазина, в дело идут старый паркет и разделочные доски, потерявшие привлекательный вид. Неплохим материалом Антон Базыленко называет ветви сосны, которые, пролежав пару лет на лесной подстилке, приобретают такой интересный оттенок, что их даже не нужно обрабатывать морилкой. А вот старая мебель для работы не годится, потому что почти вся сделана из ДСП.
Самым капризным сырьем трудовик называет осину. И больше всего мечтает о мореном дубе и эбеновом дереве. Как обычно, воплотить мечты в реальность мешает проза жизни – цена на эту древесину просто зашкаливает.
По мнению педагога, потенциал и желание работать в мастерской у современных школьников есть. Но интерес к дереву и инструментам надо прививать через создание нужных в быту вещей.
На последнем уроке, например, он учил ребят делать копилки в виде домиков. Самой же простой, но функциональной вещью трудовик называет костер – многоразовую подставку под горячее.
Более сложные изделия достойно представляют школу на различных конкурсах.
Наши ученики не раз участвовали в конкурсах, в том числе республиканского уровня: "Энергомарафон", "АрхНовации" и "100 идей для Беларуси". Среди ребят у меня даже есть "доверенные лица" – подмастерья. Обращаясь к ним при подготовке к конкурсу, знаю, что все будет "зер гуд" – от идеи до реализации. За наши проекты никогда не было стыдно.
Идеи под ногами
Одно время Антон Базыленко давал мастер–классы по работе с деревом на творческих встречах, знакомил гомельчан с азами стендового моделирования. Теперь это не так востребовано, но запал никуда не пропал.
Откуда черпаю идеи? Под ногами! Пройдитесь по Советской, сверните с Пушкина на Артема или поезжайте в Западный – старые дома со своей историей сплошь и рядом. Чем не повод сделать макет? А вот к так называемым референсам из интернета отношусь скептически. Лучше всего побывать на месте самому, сфотографировать объект со всех нужных ракурсов, поговорить со специалистом (экскурсоводом, историком) – и здание действительно оживет в твоей модели.
Каждое изделие для мастера – самое любимое. Особенно в первые минуты после его изготовления. Поэтому ставить свое хобби на бизнес–рельсы собеседник не спешит.
Как только начинаешь делать вещи на поток, это перестает быть творчеством. А ведь в каждую работу вложены душа и время. Пожалуй, это самые дорогие ресурсы, которые сложно измерить деньгами, – заключает собеседник.
Что еще необходимо Гомелю?
У героя истории есть несколько идей, которые могли бы улучшить областной центр. В частности, Антон Базыленко считает, что в городе необходимо создать пешеходную улицу. Причем, он подчеркивает, что она должна быть специально для этой цели местом, однако в Гомеле, по мнению учителя, выполняет набережная.
Также он предлагает в теплое время года наполнять набережную творческими красками, пустив на нее уличных музыкантов, художников, ремесленников и проводить здесь тематические фестивали.
Также герой истории предлагает организовать в бывших цехах завода измерительных приборов создать Город мастеров. А рядом прекрасно разместились бы гостиница, бары, кафе, рестораны и новый необычный музей или выставочный зал.
>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber